Здание, входившее в ансамбль усадьбы домов «Приюта имени доктор Гааза для малолетних призреваемых Работного дома и Дома трудолюбия» и единственное уцелевшее до наших дней, построено в стиле модерн по проекту архитектора А.Ф.Мейснера в 1913 году и расположено в Москве на улице Олений Вал, 24Б.
Финансирование для строительства приюта передал анонимный благотворитель. Деньги были перечислены Московкой управе в размере 15-ти тысяч рублей в марте 1911 года. В платежном переводе было распоряжение о присвоении новому учреждению для беспризорных детей имени известного русского врача, боровшегося за смягчение участи заключенных и за права неимущих слоев населения, Федор Петровича Гааза (1780 – 1853 гг.) Строительство было осуществлено на участке владения № 24, на ее территории было два пруда, рядом с которыми были лиственные и хвойные деревья. Приют просуществовал до 1917 года.
Федор Петрович Гааз, в честь которого был назван приют, является личностью легендарной и оставившей после себя большую память в истории России. Родившийся в Пруссии в католический семье и получивший широкое гуманитарное и естественное образование в Йенском и Гёттингенском университетах, Фридрих-Иосиф Гааз приехал в Россию в 1806 году в качестве домашнего врача семейства Репниных-Волконских. Вскоре Россия стала его вторым домом, и он был широко известен как московский врач Федор Петрович Гааз.
В своих поездках по Кавказу он изучал целебные источники, а в Отечественной войне 1812 года служил военным хирургом в русской армии. После ее окончания в 1813 году Гааз работал в Москве. С 1930-го года он в качестве секретаря-попечителя комитета и главного врача московских тюрем боролся за облегчение жизни заключенных в них узников. Гааз добился того, чтобы в кандалы не заковывали стариков и больных, чтобы женщинам не брили головы, чтобы ссыльных во время этапа не приковывали к железному пруту, чтобы узники имели право обратиться с просьбой о пересмотре своего дела.
Также он боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, открыл тюремные больницы и школы для детей арестантов и бесплатно снабжал лекарствами неимущих больных. Свои доходы он почти в полном объеме отдавал на благотворительность, при этом жил скромно и носил бедный костюм. После смерти Гааза в 1853-м году выяснилось, что нет средств на его погребение. Его хоронили за счет полицейского управления, а за гробом шли двадцать тысяч человек.
Мемориальное значение имени Гаазе актуально и в наши дни. Памятники ему есть в Москве (1909 г., скульптор Н.А. Андреев), в его родном городе Бад-Мюнстерайфеле (Германия) и в селе Тишково Пушкинского района Московской области, которое ему принадлежало в 1812 – 1853 годах. Улицы, названные в его честь, есть в Москве, Ессентуках и Железноводске. Его имя носят областная больница Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Фонд социальной помощи в городе Одесса (Украина), гимназия в Гомеле (Белоруссия), немецкая школа в Москве и детский онкогематологический центр в Перми. Римская католическая церковь в настоящее время проводит поэтапную процедуру его канонизации (Федор Петрович был католиком), считая его «святым московским доктором».
Современное состояние дома «Приюта имени доктора Гааза…» вызывает большие опасения. Он находится в заброшенном состоянии. Несмотря на наличие статуса памятника, он может быть утрачен, так как его реставрация не происходит.