Политизация остаётся проблемой олимпийского движения и, кстати, нарушает олимпийскую хартию. Это такой документ, где провозглашены основополагающие принципы олимпизма. По поводу политики в хартии сообщается:
Осуществление прав и свобод, предусматриваемых настоящей Олимпийской хартией, должно быть обеспечено в отсутствие какой-либо формы дискриминации — расового, языкового, религиозного, политического характера, по признаку цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, наличия иного мнения, национального или социального происхождения, обладания собственностью, рождения или иного статуса.
Характерный пример политизации — бойкот олимпиады, когда государство говорит: «Мы олимпиаду бойкотируем». И если кто-то из спортсменов хочет поехать, у него начинаются трудности. Совсем недавно бойкот обсуждали в РФ, а сорок лет назад, 65 стран бойкотировали Московскую олимпиаду в связи с вводом советских войск в Афганистан.
Эксперимент Шерифа
Ответ на вопрос, почему даже во время олимпиады государства не могут забыть о политике, даёт исследование социолога Музафера Шерифа, которое он провёл в 1961-м году в летнем лагере для мальчиков.
Детей поделили на две группы, поселили в разные помещения и каждой из групп дали название: «Орлы» и «Гремучие змеи». После чего для групп стали устраивать соревновательные игры вроде перетягивания каната, где обязательно есть победитель и проигравший.
Конфронтация между группами появилась сразу же: насмешки, прозвища, даже рейды на «вражескую территорию» со всевозможными детскими диверсиями. Регулярно случались драки.
Эксперимент Шерифа стал бы очередным доказательством человеческой жестокости, если бы не его продолжение, закончившееся хэппи эндом и примирением ранее враждующих групп.
Как же это удалось Шерифу? Он создал серию ситуаций, где конкуренция и вражда нанесла бы ущерб всем, а сотрудничество привело бы к взаимной выгоде. Характерный пример: время от времени дети вместе ходили смотреть кино, и как-то раз им сказали, что у лагеря нет денег на покупку билетов. Спасти ситуацию может только сбор денег с детей, если те согласятся. Дети сдали деньги, и что интересно, на киносеансе уже не было разборок между группами. После серии подобных ситуаций дети воспринимали былую вражду со стыдом.
Обобщения
Эксперимент Шерифа — максимально наглядный и контрастный пример механизмов социальной психологии, которые справедливы и для взрослых. В 1979-м году это подтвердили исследования Ворчела, а также Блэка и Моутона.
До тех пор, пока на олимпиадах участвуют не люди, а государства; пока над головами медалистов поднимаются государственные флаги; пока звучит гимн страны золотого медалиста — для зрителя олимпиада будет не фестивалем достижений человека, как это провозглашается, а обыкновенным чемпионатом мира, где болеют за своих и завидуют чужим успехам.