Найти в Дзене
Absurd police

«Окча» (Okja) - Джун-Хо Пон (Bong Joon-ho), 2017 год

Фильм «Окча» снят неплохим корейским режиссером и обращается к довольно-таки злободневным проблемам общества, однако что-то в нем не сработало, по крайней мере для меня. Но об этом позже.

История, рассказанная в фильме не нова: маленький человек противостоит корпоративному капитализму. Несмотря на некоторую избитость рассказана она весьма остроумно, если не сказать странновато.

Итак. Некая ТНК (название которой своим звучанием яростно намекает на Monsanto) создает генно-модифицированных гигантских супер-свиней, с помощью которых хочет завоевать продовольственные рынки во всем мире. Однако, надпись ГМО на продукте давно уже стала для потребителя синонимом старомодной этикетки с черепом на бутыли с мышьяком. Перспективы ГМО-мяса на рынке отнюдь не радужные. И гендиректор корпорации решается пойти на подлог.

Она устраивает масштабную рекламную кампанию (продолжительностью 10 лет) с целью убедить население в том, что чудо-свинки вовсе не адские мутанты, а чудом найденный в дремучем Перу дар самой Матушки-Природы. Для этого отборных поросят раздают деревенским жителям из разных уголков Земли, для откорма на свежем воздухе в окружении идиллической природы. Одну из рекламных хавроний отдают старому корейцу, живущему на поросшей лесом горе.

-2

Проходит 10 лет. Внучка старика-фермера, воспитавшая хрюшку-чемпионку, не хочет отдавать любимицу компании, как это прописано в договоре, а хочет оставить себе, в качестве питомца. Даже призывает деда выкупить животное. Но хрюшку все равно забирают и везут в далекую Америку, где она должна стать звездой рекламного шоу. Девочка спускается с горы и отправляется спасать четвероного друга. По пути она встречает эко-террористов, которые тоже не прочь спасти хавронью, но еще больше хотят напакостить корпорации, разоблачив ее лживую рекламу. После разнообразных приключений девочке все же удается выкупить свою любимицу и вернуться вместе с ней к себе на гору.

История подается в сатирическом ключе, в яркой обертке ярмарочного балагана. Все герои выглядят гипертрофированными, как маски комедии дель артэ. Враждующие сестры-близнецы (в исполнении Тильды Суинтон), сменяющие друг друга на посту гендиректора корпорации комичны и доведены практически до абсурда, одна в образе «доброго», а вторая в образе «злого» бизнесмена. Идейный эко-террорист, геи-веганы, один из которых падает в голодные обмороки, лишь бы не съесть ненароком что-нибудь не то, наемный работник, которому до лампочки все, что не покрывается его страховкой, циничный ведущий передачи о животных – все они выглядят как карикатуры на реальные явления нашей жизни. И это вполне соответствует духу фильма, его атмосфере циркового аттракциона.

И все было бы хорошо, но «Окче» не хватает здоровой нотки трагизма, которая, сопутствуя саркастичному юмору, могла бы сделать фильм более глубоким. Корпорация вроде бы плохая, но ничего реально отвратительного в кадре не делает. Да, они обманывают людей рекламой, но кто в наше время этого не делает? Есть грехи и похуже. Реальные корпорации разоряют и сживают со своей земли фермеров по всему миру, торгуют опасными пестицидами и, подкупая политиков, изменяют национальные законы в свою пользу. Однако в фильме упор делают на ГМО, которое конечно тоже не подарок, но и вполовину не так страшно, как его малюют. А сцена, в которой чудо-хрюшку доставляют в «секретную лабораторию для тайных и темных дел» где должна, так сказать, обнажиться темная сторона свиного бизнеса, выглядит откровенно притянутой за уши и не дает нужного психологического эффекта. Почему лаборатория продвинутой и богатой корпорации выглядит как декорация для «Сайлент Хилла»? Почему там сидит пьяный в дрова герой Джилленхола, а не ответственные за проект сотрудники? Происходящее вызывает недоумение. Неужели нельзя было прописать эту сцену лучше?

-3

В конце фильма нам показывают скотобойню. Не знаю, возможно, тонкую европейскую душу может шокировать тот факт, что мясо привозят с бойни, но я никакого криминала в кадре не обнаружила. Все чистенько. Да и животных убивают током, что сейчас признается наиболее гуманным методом. Конечно, нельзя отрицать, что современные горожане весьма далеки от такой фактуры и привыкли видеть животных прежде всего в качестве питомцев. Мысль о том, что одни животные для нас члены семьи, а другие ужин может порождать определенный диссонанс. Но справляться с этим чувством все же стоит не впадая в крайности.

Неясно также, почему авторы не захотели развить тему ума и сообразительности супер-хавроний. В начале фильма питомица главной героини демонстрирует наличие столь развитого интеллекта, что есть такое животное кажется попросту неэтичным. Все равно, что съесть дельфина или шимпанзе. Да и противников охоты на дельфинов в целом больше, чем противников ГМО. Однако тема интеллекта супер-свиней развития в фильме не получила.

Еще одна проблема фильма заключается в отсутствии катарсиса. Главное событие фильма, в котором должна была бы произойти некая коренная трансформация героя, к которой вели его все предшествовавшие события, не случилось. Вообще нельзя сказать, чтобы кто-то из героев переосмыслил или изменил свою жизнь к концу истории. Герои не просто не испытывают ярких, катарсических переживаний (кроме, возможно «доброй» близняшки директорши, потерпевшей сокрушительный провал своих планов), они вообще почти не рефлексируют. Главная героиня, по-деревенски упрямая и негибкая стремится к достижению цели напролом. Упорство и внешние условия, благоприятно для нее сложившиеся, помогают ей достичь цели. Причем именно тем способом, который она избрала вначале. Не смотря на то, что она вполне симпатична как персонаж, внутренне она не меняется, что делает ее двухмерной, лишенной глубины. Дуги характера нет.

Тильда Суинтон хороша, как всегда
Тильда Суинтон хороша, как всегда

Фильм в итоге каким-то странным образом заканчивается там же, где и начался. Девочка достигает первоначально поставленной цели и возвращается к прежней жизни. Эко-террористы не извлекают из своего приключения никакого урока и, выйдя из тюрьмы, продолжают свою борьбу с ветряными мельницами. Корпорация хоть и несет некоторые убытки, но в целом остается при своих. Осветив проблему, «Окча» не предлагает никаких методов ее разрешения. Критика мира не переходит в обвинение, а борьба обращается в побег. Ведь жизнь главной героини на горе по сути побег от сложного и полного проблем мира внизу, добровольная изоляция от него.

Таким образом, из социальной сатиры фильм «Окча» плавно превращается в гимн эскапизму.