Совсем недавно на экраны кинотеатров и на вершины кассовых сборов запрыгнула "Черная Пантера" - последнее творение Кевина Файги, отца-основателя киновселенной Marvel, наверное, самой успешной блокбастерной франшизы в истории. Сборы за уикенд уже в два раза превзошли ожидания аналитиков, а ведь герой фильма - далеко не самый известный супергерой среди всего пантеона Марвеловских сверх-людей, он сильно уступает и Человеку-Пауку, и Железному Человеку, и даже Капитану Америке.
Казалось бы, кинокомиксы правят бал современной кино-индустрии, сборы огромные, фанатов куча, даже критики благосклонно смотрят и не особо ругают ( а иногда даже и хвалят).
Так в чем же подвох?
Ответ кроется в том, что история ходит кругами. Или что новое - это хорошо забытое старое. Или то, что если хочешь знать будущее - познай прошлое. Выбери поговорку себе по душе, суть одна - все то, что мы наблюдаем уже было.
Кино сравнительно молодой жанр, но это не значит, что в нем нет определенных тенденций и направлений. Тот абсолютный жанровый бум, который переживает Голливуж уже наблюдался в 50-хх и 60-хх годах ХХ века - то было славное время господство вестернов, подарившие миру Джона Уэйна и Клинта Иствуда. Последние, кстати, стали олицетворением образа мужчины-брутала, точно также, Роберт Дауни Младший стал олицетворением столь популярного ныне образа эксцентричного миллиардера.
Несмотря на бешеную популярность, жанр вестерна все же не избежал упадка, а впоследствии, и смерти. Причин тому может быть множество, однако, как известно, самый очевидный ответ-самый правдивый, поэтому гвоздем в гроб жанра стал банальный зрительский упадок интереса.
Успешный жанр или франшиза рано или поздно оказывается в порочном круге. Выходит первый фильм, снятый по определенной формуле успеха. В случае с кино-комиксами, точкой отсчета можно считать либо Человека-Паука, либо Железного Человека, либо любой другой фильм схожей тематики. Фильм выстреливает, появляются фанаты, хорошие кассовые сборы, успех, и продюсеры уже обещают найти денег на сиквел. Снимается сиквел, который также собирает кассу, однако, принимается критиками уже холоднее, потом по инерции идет третья часть, которая уже и кассу не собирает, плохо принимается фанатами и вообще оказывается продуктом низкого качества.
Это цикл повторили все самые известные трилоги про героев в трико - начиная от Человека-Паука Сэма Рэйми и заканчивая трилогией Темного Рыцаря от Нолана. Иногда идея не дотягивает и до завершающего фильма, оставляя общую сюжетную конву незаконченной (дилогия того ;t Человека-Паука, но от Sony с режиссурой Марка Уэба)
Казалось бы, Кевин Файги нашел выход - создать кино-вселенную, которая медленно, но верно будет развиваться, обрастать лором (деталями вымышленного мира), постоянно цепляя зрителей на просмотр следующей части и обещая в конце грандиозную развязку и эпичный финал. Это значительно продлит жизнь франшизе, позволит вводить огромное количество героев и злодей, создавая, по сути, настоящий сериал, но уже на большом экране с сосуществующим бюджетом.
Стратегию оценили не только критики, но и серьезные шишки из крупных компаний. И вот, спустя некоторое время, Disney уже покупает Marvel в ожидании солидного куша
При этом, каждый фильм серии, в той или иной степени, является самобытным. Необязательно смотреть все остальные фильмы, чтобы узнать историю Капитана Америки или чтобы понять сюжетную линию Доктора Стренджа. При этом, безусловно, некоторые моменты останутся вам неизвестными, но особой роли они не играют.
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается
Пример Марвел не означает панацею. То, что сработало однажны, совсем необязательно сработает опять. Взглянем на попытку ближайшего конкурента Marvel, DC создать свою кино-вселенную. Если не назвать попытку провалом, то эксперимент по крайней мере не выстрелил. Да, есть кассовые сборы, но критики даже фанаты нещадно растерзали фильмы, отчего несчастным боссам из Warner Brothers пришлось срочно переделывать концепцию всей вселенной.
Это, кстати, тоже весьма любопытный момент. Изначально DC пыталась создать мрачную, темную и взрослую версию кино-комиксов, в отличие от ярких и юморных творений Marvel. Провал "Бэтмана против Супермена" заставил быстро свернуть эти планы и адаптироваться под зрителя, который хочет видеть в кино-комиксе знакомую формулу: экшен, юмор, оптимизм и много лора.
Все это приводит к порочному кругу. Зритель не хочет видеть ничего нового в жанре, но рано или поздно потеряет интерес. Эксперименты, которые очень с натяжкой можно отнести к жанру кино-комиксов, крайне рискованны и вряд ли продюсеры согласны идти на такой риск. "Темный рыцарь", к примеру, стал хитом, по причину отличной режиссуры Нолана и гениальной актерской игры Хита Леджера, ныне покойного, но ставшего самым известным и успешным Джокером (особенно хорошо видно на контрасте с Джокером Джаредо Лето). Хранители, снятые Заком Снайдера нарушили все правила жанра, что стало причиной противоречивости и крайне полярных оценок.
Таким образом, любые попытки хоть немного вписаться в этот жанр новичков обречены на провал, бороться с огромным чудовищем Marvel тяжело даже для таких же гигантов DC, а привнести нечто новое в индустрию или жанр не представляется возможным, потому что тем самым мы убиваем кинокомиксы.
Остается последний вопрос. Как долго кинокомиксы и Marvel в частности будет доминировать в жанре.
Главный конкурент в виде DC если и существует, то существует в виде слабого, болезненного эмбриона. Будет ли закончена кино-вселенная DC и ее глобальный проект Лига Справедливости - большой вопрос. После того, как Marvel закончит свое творение и выпустит обе Войны Бесконечности, а Marvel закончит, в этом сомневаться не приходиться, останется ли у зрителя потребности в том же самом блюде, но другого цвета? Скорее всего нет. Любой тренд должен рано или поздно умереть, тем более спустя 10 лет, а тем более, когда у него за спиной маячат грозные фигуры, вернувшиеся из прошлого. Речь, конечно же, о франшизах "Гарри Поттер" и "Звездные Войны", которые явно потеснят жанр, а то и вовсе выкинут его на свалку истории.
Грустно это или нет, но мы скоро станем свидетелями смерти кинокомиксов. Возможно, иногда на экранах и будут проскальзывать некие проекты, вызывающие скупую ностальгическую слезу. Или же появятся фильмы-эксперименты, вдохновленные творениями Нолана или Снайдера, но то будут искры былого пламени.
Цените кино-комиксы. Пока еще есть возможность.