Шоу в Лужниках всегда масштабны и многонаселённы. В них принимают участие артисты всех жанров и, конечно, животные. Нам очень хочется узнать, как живут животные в условиях шоу, где они обитают, где гуляют и что самое главное в их содержании?
Нашими собеседниками стали Василий Тимченко и Аскольд Запашный. Выбор, как вы понимаете, неслучаен — их подопечные самые большие из тех, кто играет в шоу.
Василий Тимченко, дрессировщик морских львов:
Как живут ваши питомцы в Лужниках?
— Вполне комфортно. Они живут ровно так же, как и в любом другом цирке. Несмотря на масштаб Лужников закулисная часть у нас небольшая, поэтому мы не смогли создать для них абсолютно комфортные условия, можно сказать, что у них вольер класса не VIP-Люкс. Но здесь вполне приятный полулюкс, или даже люкс. У них все условия — есть бассейн, места для отдыха, вольер. Он у нас мобильный, мы можем разложить его в любом месте: ставятся щиты для бассейна, заливается вода, засыпается морская соль. В их бассейне здесь 700 кг морской соли, ведь они у нас морские животные. Меняется вода меняется два раза в неделю, поэтому можете представить, сколько морской соли мы сюда привезли.
Как зовут ваших замечательных питомцев?
— У меня их шесть. Самый большой из них — Тим, он весит 1200 кг. Его любимую зовут Ника. Они родители двух сыновей - Оскара и Принца. С нами выступает и мама Тима — Лиза.
Часто бывает, что они вредничают и отказываются делать какие-то трюки?
— Не часто, но такое вполне возможно. Если, допустим, они плохо себя чувствуют или настроение не то. К счастью, я работаю с группой, и то, что сегодня не хочет делать один с большим удовольствием сделает другой, потому что им нравится то, что они делают. Они любят выступать, рвутся со своего места. Например, когда я после комплимента публике поворачиваюсь к ним и смотрю, кого из них взять, каждый готов сорваться с места — только дай команду. Ведь каждый из них умеет выполнять все трюки. И в тот момент, когда я беру на трюк другого, я вижу их обиженные глаза.
Какое их самое любимое лакомство?
— Безусловно, рыба. У них есть рацион, они едят яйца, кур, но главная подкормка — рыба, и любимая — это красная рыба. Дома, после хорошего представления, они получили награду — по горбуше. Поскольку их ждет второй спектакль, пока по одной, вечером это будет ведро. Тим, например, съедает 70 кг рыбы в день. А вся группа — 200 кг рыбы в день. Рацион у нас ежедневно меняется, два дня подряд они не будут работать на одну рыбу. Начнут вредничать. И хотя рыбку они заглатывают целиком (зубы у них для защиты), они прекрасно разбираются в сортах и вкусе рыбы.
Сколько в среднем готовится один трюк?
— Знаете, по-разному. Кто-то схватывает сразу, кому-то требуется время. Главная подготовка заключается в том, чтобы объяснить задачу животным, объяснить трюк, чтобы он понял, что ему надо сделать, а потом просто это нарабатывается. Наработка идет индивидуально у каждого как и объяснение. К каждому нужен свой подход. К примеру, танец. Если вы видели, у каждого свое исполнение, свой элемент танца, если я пробую сделать что-то синхронно со всеми, кто-то непременно выпадает. Например, элемент "поднимание ласты" — тоже можно сделать по-разному и одному это даётся, а другому нет. Вот Ника крутится на животе лучше Принца, хотя это его коронный трюк. Она вообще лучше схватывает, но я не могу всё показать ей одной. Если Принц не захочет сегодня танцевать, тогда она его заменит. Моя задача — показать, что они умеют всё. Но так, как танцует она, не танцует никто. Она это так виртуозно делает — она просто подлетает с ласты на ласту. Принц старается подражать маме, но у него так не получается. Тот же самый танец делает Тим, но это просто смотреть невозможно. Это такой вальяжный мужчина. Одну ласту поднимет — подумает, вторую поднимет— забыл почесаться. Мы смотрим, что у кого лучше выходит и понимаем, что зрителю будет интереснее и на этом строится номер. Здесь мы работаем фрагмент нашего номера, так как это шоу-программа. А у нас есть полномасштабное выступление, где много уникальных трюков, которые можно занести в любую книгу рекордов. И они требуют большого труда. Самая моя большая гордость — трюк "тройной баланс". Животное стоит на одной ласте, второй крутит обруч, а на носу держит мяч. Только на объяснение трюка ушло около полугода и наработка шла около года. Но такое невозможно увидеть нигде в мире.
Трюковая часть постоянно обновляется, потому что животным должно быть интересно. Ведь если они в детстве научатся чему-то одному и будут все время это делать, им будет скучно. Будет теряться мастерство. Хочется им создать интерес. А для того, чтобы так получалось мы придумываем, создаём что-то новое, репетируем, пробуем, смотрим, что они нам могут показать. Например, он загнулся по-другому, мы сразу поощряем, закрепляем, видоизменяем и получается что-то новое.
Аскольд Запашный, дрессировщик хищников, автор и режиссер проекта:
— Самая большая сложность - разместить все, потому что здесь ограниченное пространство. Нужно сделать так, чтобы и животным комфортно было, и людям безопасно. Условия содержания здесь в соответствии с площадкой. Площадка имеет свои масштабы, изначально к этому не приспособленные. Поэтому мы стараемся сделать их пребывание тут максимально комфортным и чтобы можно было их обслуживать.
В этот раз на сцене в буквальном смысле выстроили целый город: от 3D на экране до настоящих трамваев, машин, городских окраин, городского сада со статуями. Жителями города стали акробаты и балет.
Кто вы, и где живете в городе?
— Наш номер называется "Акробаты-вольтижеры на столах". Мы — веселые, энергичные ребята, рэперы и паркурщики, живущие на городской окраине. Там, где живет главная героиня.
Представьтесь, пожалуйста.
— Иван Ширшаков, Денис Фомин, Никита Коровин, Илья Черноус.
В чем сложность работы акробатов на столах?
— Самая большая — мало пространства. Мы ограничены в перемещениях и передвижениях размером стола. Поэтому очень высока степень травмоопасности. Например, для вывода верхнего (акробат, который делает трюки в воздухе) куда-то в сторону или вбок, ты ущемляешь себя, чтобы не упасть самому и не дать упасть партнеру.
Как ставятся танцы для жителей?
Ольга Полтарак, постановщик танцев, главный балетмейстер Большого Московского цирка:
— Единого стиля в танцах здесь нет. Но всё это, если говорить о направлении, — современная хореография. Моя задача — сделать так, чтобы это было максимально разнообразно и интересно. Ведь точно подобранное движение наиболее полно и ярко раскрывает образ персонажа.
Главные герои спектакля — маленькая девочка Анжела, ее сестренка Вера и мама Лэя. Впервые Аскольд дал возможность сыграть в шоу всей своей семье. Поэтому один общий вопрос: Вы в первый раз принимаете участие в большом шоу?
Элен Запашная (Лэя, мама):
— Это моя первая роль в таком масштабном шоу. И я могу сказать, что оно станет моим любимым. У меня уже был опыт выхода на манеж — в Казани секунд на 10 я выходила вместе с балетом. Но это совсем иное ощущение. Первые дни, конечно, было очень сильное волнение, коленки дрожали, руки дрожали, голос... но сейчас мне очень комфортно.
Ева и Эльза Запашные:
— Мы участвовали в шоу "Посланник", но там было по-другому. Не так много.
В шоу вы говорите своими голосами?
Элен:
— Нет. Нас озвучивают профессиональные актеры дубляжа. Но с нами работали — ставили дыхание, артикуляцию, чтобы мы точно попадали в озвучку.
Что было самым сложным при подготовке?
Ева Запашная:
— Научиться говорить жестами.
Сколько ты училась этому?
— Полгода.
Над спектаклем всегда трудится большая команда — это и поэты, и композиторы, и звукорежиссеры, но без костюмов шоу не было бы таким красочным и ярким. В Ангелах их много, и все они разностилевые. Почему в этом году отказались от единого стиля?
Надежда Русс, художник по костюмам, главный художник БМЦ:
— У нас очень разноплановые сцены. Мы пытались показать разнообразный, многогранный внутренний мир ребёнка, который постоянно меняется. Ребёнок видит мир по-своему и чем больше граней мы показываем, тем интересней.
Сколько костюмов всего сшито для шоу?
— Около 300.
Какой из них самый сложный?
— Один из самых сложных — Ангела "Ы", в силу того, что очень сложная маска, там много электроники. Он очень трудоёмкий. И, я считаю, одни из лучших — это костюмы кукол.
Чем цирковой костюм отличается от театрального?
— Цирковой костюм отличается от театрального тем, что у нас очень большие ограничения по материалам. У нас есть первое правило — техника безопасности. Артист не должен убиться, сломаться. Не дай бог что — виновата буду я. Второй критерий — удобство. Человек должен суметь сделать трюк.
Как возникла идея этого шоу?
Аскольд Запашный, автор идеи и главный режиссёр:
— Долгий это разговор, на самом деле. Мы уже 11 лет делаем шоу в Лужниках. По большому счету, тематика не имеет какой-то подоплёки: я не могу сказать, что шоу появилось в связи с какими-то событиями, или я посмотрел какую-то передачу и решил сделать свой спектакль. Нет. Все сюжеты у меня рождаются в связи с общим движением. Я делаю что-то, смотрю, что у меня получилось, что нет. Руководствуюсь тем, чтобы было разнообразно, пытаюсь найти свои границы с точки зрения возможностей — на что я способен, на что нет. Что может зритель принять, что нет. Это каждый раз эксперимент.
Я стараюсь не заигрывать с публикой, потому что это самый лёгкий путь. У меня достаточно опыта, чтобы угодить публике на 100%. Но мне интересно разговаривать с публикой на какие-то темы, чтобы меня как режиссёра слышали и понимали. Второе — я хочу, чтобы уровень восприятия цирка менялся.
Цирк имеет большую проблему, из-за которой многие сюда не ходят и из-за чего появляется негативное отношение к цирку, и это помогает различным движениям псевдозащитников животных. Я это часто подчеркиваю, потому что это типичная политика. Они любят представлять цирк, как некое убогое вымирающее искусство, которое якобы глумится над животными и на этой эксплуатации "в стиле Карабас-Барабас" зарабатывают деньги. К сожалению, есть такие цирки и это очень провинциальные, самодеятельные и непрофессиональные цирки. В период развала СССР они заполонили все и создали некий тренд, который стал "лицом" цирка. Я хочу с этим бороться.
Я хочу доказать зрителям, что цирк — это одна из высших форм искусства, потому что это искусство не только тела, но и души. Оно может своим языком рассказывать очень сложные истории. И если в театре есть некие лакмусовые бумажки, вроде пьес Шекспира и Чехова, или балетов Чайковского — если ты поставил это, то достиг определенного уровня, то в цирке, к сожалению, такого нет. Цирк способен собирать огромные массы людей, которые будут с вожделением смотреть на происходящее не только с точки зрения трюка, но и с точки зрения целостности спектакля.
Я беру темы, которые, по разным стечениям обстоятельств, приходят мне в голову. Начинаю разрабатывать какую-то идею и просто прихожу к теме. Если я что-то делал, то стараюсь сделать с точностью до наоборот.
Мне очень легко выйти в тираж, потому что я делаю много. Особенно для циркового режиссера и такого масштаба. Я стараюсь не повторяться, не создавать своих собственных штампов. Режиссеры цирка, как правило, за свою жизнь ставят несколько номеров, а я делаю целые спектакли. Есть проблема недостатка времени, возможностей. И каждый раз зритель повышает планку восприятия, хочет каждый раз удивляться, но предел человеческих возможностей всё равно есть. Я для себя каждый раз решаю проблему: как сделать так, чтобы зритель этого передела не увидел. Сюжетность и эти спектакли являются для меня решением этой проблемы.
Мне нравится разность стилей: приключенческий экшн, этническая история, психоделика, романтическая история. В этом основная задача. От нее отталкиваясь появляется тема, сюжет...
Тайны шоу выпытывала
Анастасия Павлова
Фотографии Ольги Бобковой
Благодарим за помощь в подготовке материала Яну Лепассар