Найти тему
ТАКАЯ ИСТОРИЯ

К расследованию крушения Россию не допустили

Загадочная гибель парома «Эстония» - что скрывает Запад?

Таллин. 27 сентября 1994 года. Поздняя осень на Балтике – штормит. Темнеет рано, порывистый ветер поднимает высокую волну. В 19.00 из таллинского порта выходит белоснежный красавец – паром «Эстония», он следует в шведскую столицу – Стокгольм. На борту – 989 человек пассажиров и членов экипажа. Паром – словно плавучий торгово-развлекательный центр. В трюме – автобусы, грузовики и легковушки. Выше – каюты, магазины и парикмахерские, казино, бары и рестораны, сауны и бассейны. Судно достаточно новое – построено 14 лет назад на немецкой верфи, и до 1993 года эксплуатировалось на паромных линиях шведских операторов Viking Line и Silja Line.

Паром под погрузкой. Поднята носовая аппарель
Паром под погрузкой. Поднята носовая аппарель

Вечерние огни Таллина остались за горизонтом. На часах – полночь. Многие пассажиры уже разошлись по своим каютам, легли спать – утром они должны были прибыть в Стокгольм. Пассажиры чувствуют сильную качку – на море шторм, ветер свыше 22 м/с поднимает пятиметровые волны. Вдруг резкий звук! Толчок! Судно начинает зарываться носом в волну, идя на скорости 14 узлов (26 км/ч), одновременно кренясь на правый борт.

Команда судна включает сирену, её слышат все пассажиры, все проснулись. Даже вой сирены не может заглушить глухие удары волн и скрежет металла, раздающийся из носовой части парома… Внутри, на автомобильной палубе, творится ад. Через открывшуюся носовую аппарель внутрь судна врывается вода – по 20 тонн за секунду. Конструкция парома такова, что вода быстро заполняет всё пространство грузовой палубы и «Эстония» теряет остойчивость, заваливаясь на правый борт.

-3

Спустя полчаса паром теряет ход и полностью ложится правым бортом на воду. Огромные волны захлестывают судно и подхватывают легкие надувные спасательные плоты, унося их прочь. Пассажиры и команда в панике пытаются занять свои места на плотах, это удается далеко не всем… Ледяная вода и высокие волны не оставляют шансов на спасение почти никому.

Спасательные плотики с "Эстонии"
Спасательные плотики с "Эстонии"

Вахтенный на мостике «Эстонии» успел передать сигнал SOS. Спустя час к месту крушения подходит шведское судно Mariella – это тоже пассажирский паром. Матросы шведского парома с трудом поднимают окоченевших людей из воды. Еще через час к месту аварии прилетают вертолеты: финские, шведские, эстонские… Ночь, шторм, сильнейший ветер… Вертолетчики пытаются поднимать людей из воды на тросах. Спасаемые не могут держать в замерзших руках тросы, падают с высоты прямо в бушующие волны, разбиваются о воду и тонут.

-5

Из 989 человек погибает 852. Спасатели найдут трупы всего лишь 98 человек, остальные считаются пропавшими без вести. Однако ясно, что в штормовом холодном море у пропавших нет ни единого шанса. На следующий день вся Европа в шоке. Финляндия, Швеция и Эстония начинают расследование, к которому категорически не допускают российскую сторону. Российские спасатели принимают участие в операции по оказанию помощи тонущим пассажирам. Российские спецслужбы заняты разбором версий о "русском следе" (транзит наркотиков, оружия - об этом ниже), но Российскую Федерацию отстраняют от работы международной комиссии по расследованию катастрофы.

Что же случилось с паромом «Эстония»? Как могло случиться, что современное судно пошло ко дну быстрее «Титаника»? По официальной версии, произошло следующее: под ударами волн открылись замки носовой аппарели парома. Судно продолжало идти против волны полным ходом, быстро набирая воду. Полная потеря остойчивости быстро повлекла опрокидывание и «Эстония» пошла ко дну.

Макет носовой части парома.
Макет носовой части парома.

Во всей этой истории – огромное количество нестыковок. Во-первых, отделившуюся носовую аппарель нашли почти в миле от лежащего на дне судна, а водолазы сообщали о странных следах, похожих на следы взрыва. Во-вторых, затонувшее на глубине всего лишь 83 метров судно категорически отказались поднимать – а это могло бы пролить свет на причины трагедии! В третьих, и это самое странное в такой истории – корпус лежащего на дне парома был забетонирован, словно саркофаг Чернобыльской АЭС!

реконструкция журнала Техника-молодежи, 1995 г
реконструкция журнала Техника-молодежи, 1995 г

Обстоятельства и причины гибели «Эстонии» остаются тайной и сегодня. Называют следующие версии:
- предупрежденная о слежке, команда судна намеренно открыла носовую аппарель прямо в море, пытаясь избавиться от огромного груза наркотиков.
- носовую аппарель взорвали изнутри, пытаясь уничтожить контрабандный груз то ли ядерного оружия, то ли вывезенного из России секретного оружия.

-8

Почему к расследованию трагедии не допустили Россию? Почему не удалось поднять со дна бортовой компьютер? Почему видеозаписи водолазных работ оказались уничтожены? Зачем корпус судна был забетонирован? Загадка гибели парома «Эстония» и сотен человек не раскрыта до сих пор…

Заинтересовало это событие? Подписывайтесь на наш канал "Такая история", мы ежедневно публикуем рассекреченные, малоизвестные и необычные факты!