Найти в Дзене

Ищите женщину

На самом деле ее то и искать не надо, ведь та, а которой пойдет речь никогда не была в тени и так отчаянно боролась за место под солнцем, что погубила немало жизней. Но рассказать я хочу об этой женщине, так как она у меня ассоциируется с дворцом, в котором обитала некоторое время.
На самом деле ее то и искать не надо, ведь та, а которой пойдет речь никогда не была в тени и так отчаянно боролась за место под солнцем, что погубила немало жизней. Но рассказать я хочу об этой женщине, так как она у меня ассоциируется с дворцом, в котором обитала некоторое время.

Начнем с героини. Звали девушку Анастасе, для того, чтобы именоваться Анастасией ей не хватало хотя бы капли знатной крови. Парадокс, но в империи где властителем мог стать кто угодно, где не существовало закона престолонаследия, где знать была не по крови, а по изменчивому статусу, существовала каста плебеев низшего происхождения, которые даже не имели права на полноту имени. Отец Анастасе был обычным трактирщиком в одном из самых бедных районов Константинополя. Девушка обладала ослепительной внешностью и своей красотой покорила сердце Романа II Лакапина – наследного принца. Как они пересеклись остается загадкой, как в прочем загадкой является появление большинства женщин, в последствии ставших императрицами. По смерти императора Константина VII Багрянородного в 959 году молодое семейство вступило в полные права правления государством. К тому времени юной императрице было 18 лет, а императору 21 год, плодом их любви был маленький Василий рожденный годом ранее.

Достигнув наибольшей власти, обольстительная сирена начала расчищать себе пространство. Оно и понятно, так как мужа мало интересовало управление государством и девушка прекрасно понимала, что вокруг слишком много тех, кто легко покусится на трон при таком правителе. Началось все с того, что императрица поставила на все важные государственные посты доверенных людей, а также удалила самых опасных – родственников. Она упекла свою свекровь Елену и 5 сестер императора в монастырь. Сделала она это не по причине своей кровожадности, но из-за понимания того, что вкусившие сладость пирога управления империей родственники однажды захотят кусок побольше, ведь предыдущий император, как любящий отец допускал к управлению большой страной всех своих детей.

15 марта 963 года император, будучи в расцвете лет, внезапно умер. По империи поползли слухи о том, что это бестия - жена отравила правителя-балагура, а заодно ей приписали и смерть свекра. Молодая вдова осталась одна с двумя малолетними сыновьями и двумя дочерьми, одна из которых - Анна родилась за два дня до смерти своего отца. Выгодно ли царице было убийство мужа? Думаю, нет, ведь тогда она оставалась абсолютно незащищенной от нападок. Двадцати двух летней василиссе необходим был мужской тыл и она обратила внимание на 51-летнего полководца Никифора Фоку. Уроженец Каппадокии, военачальник не отличался особой красотой, более того, по византийским меркам он был обладателем, как выразился современник епископ Лиутпранд, «дурной внешностью». Но человек он был набожный, скрытный и меланхоличный. В духовники он взял себе основателя Афонского монастыря Афанасия, урожденного в городе Трапезунде – нынешний Трабзон. Дабы не терять связи с Афанасием генерал брал священника даже на войну с собой.

-2

Это был сугубо политический брак. Новый император как и положено обосновался во дворце, правда превратив его в оборонительную крепость. Он все время опасался, что всемогущий главный министр империи попробует избавится от него и занять его место. Но, враг затаился внутри цитадели. Чувства, в особенности любовь, не всегда несут в себе сладость, иногда любовь предательски удушлива. В один прекрасный момент именно вспыхнувшие чувства молодой императрицы погубили престарелого императора. Никифор страстно любил свою молодую жену, ради нее он отказался от обета безбрачия, который дал когда овдовел. Он задаривал девушку дорогими подарками, теперь она заняла место некогда влиятельного священника и сопровождала супруга в его военных походах. Все это не могло не вызвать гнева Афанасия, но василевс отвернулся от церковников. Но мог ли он предполагать, что скучающая в тени стареющего монарха жена обратит свои взоры на белолицего, кудрявого племянника Никифора по имени Иоанн Цимисхий? Нет, он так был увлечен политической деятельностью, что стал терять свою популярность как в военных рядах так и среди простого люда. Дошло до того, что простые горожане кидали камнями в императора при встрече. Все больше дворец превращался в тюрьму. Неожиданно муж стал помехой для любовников и императрица подговорила Иоанна найти сообщников, чтобы избавится от правителя и занять его место.

Убийство было назначено в ночь с десятого на одиннадцатое декабря. Главный заговорщик подплыл на лодке к стенам дворца и был поднят в корзине где и присоединился к остальным, спрятавшимся на женской половине дворца. Императрица перед сном императора посетила его спальню, попросив не запираться на ключ. Это и стало роковой ошибкой. Заговорщики ворвались в покои и убили Никифора Фоку. Не спасли его толстые стены. Но и императрица была недолго счастлива. Любовник направился в храм Айя Софию дабы водрузить на свою голову императорскую корону и оправдывая себя перед патриархом он с легкостью сдал всех своих заговорщиков и любимую женщину. Двадцати пяти летняя императрица была сослана в монастырь на остров Проти, нынешний Кыналыада (Kinaliada). К слову это самый ближайший к материковой части остров из архипелага Принцевых островов, с которого девушка могла наблюдать некогда принадлежавший ей город. Через некоторое время ей все же удалось сбежать и она решила просить защиты в главном храме города. От туда ее выволокли за волосы и отправили в далекий монастырь в Армении, дабы, сбежав, она физически не могла бы быстро добраться в Константинополь. Перед ссылкой эта смелая женщина последний раз увидела того, кого по-настоящему любила и ради которого пошла на преступления.

После смерти предавшего императрицу любовника она вернулась в Константинополь, случилось это в 976-ом году спустя 6 лет после изгнания в Армению. Но это уже была совсем другая женщина, потерявшая все силы и страсть. Она больше никогда не влияла на политику, да в общем никак не напоминала о своем существовании до самой смерти. Смерть ее была тихой и незаметной как и последние годы жизни, настолько незаметной, что толком не известно когда умерла эта женщина. А в историю она вошла под именем Феофано, дарованное ей при коронации и означавшее Богом явлена и им избрана. На фоне жизни этой женщины по мере постоянной смены декораций и главных действующих лиц развивалась поистине главная сцена того времени – страшный упадок Византии, непрекращающийся голод, падеж скота, войны с попеременным успехом, потери территорий, предательство союзников и непростые отношения с Киевской Русью. Но это уже совсем другая история.

А дворец, построенный еще императором Юстинианом I на берегу Мраморного моря, к перестройке которого, впрочем, приложили руку многие правители, до сих пор стоит как напоминание о былом. Хотя и не дворец вовсе, а так – стена, но как фраза из одного фильма – «дома нет, но стеночка осталась… может удастся все вернуть». Мимо стены некогда роскошного дворца теперь несутся плотным потоком автомобили. Да, чуть не забыл, дворец именовался Вуколеон.

-3