В последние годы видные футуристы, такие как Рэй Курцвейл, утверждали, что мы приблизимся к пику научного развития, возможно, в 2030 году. Существует много разных концепций об этом . Некоторые говорят, что финалом станет настоящий искусственный интеллект, который сможет соперничать с людьми в независимом мышлении и творчестве. Другими словами, машины будут полностью превосходить людей и как доминирующий вид планеты, создадут свои собственные, более умные машины. Другие утверждают, что пик будет включать взрыв в вычислительной мощности, который каким-то образом позволит людям и машинам слиться и создать что-то новое, например, загружая наши мысли в общую нейронную сеть.
Критики сингулярности, такие как писатель и академик Дуглас Хофштадтер, утверждают, что это «сценарии научной фантастики», которые по сути являются умозрительными. Хофштадтер называет их неопределенными и бесполезными в современных дискуссиях об отношениях человека с технологией. Также мало доказательств того, что «приливная волна» технологических инноваций, предсказанная Курцвейлом и другими футуристами, неизбежна.
Скептики указывают на многочисленные фантастические предсказания прошлого, которые до сих пор не оправдались, как доказательство того, что сингулярность - это пока еще несбыточная фантазия, например, у нас нет лунных баз или искусственной гравитации. Они также утверждают, что понимание природы сознания невозможно, а тем более создание этой способности внутри машин. Наконец, надвигающееся появление сингулярности во многом зависит от продолжения Закона Мура, который может оказаться под угрозой.