Найти тему
Качество жизни

За 10 тысяч часов нельзя стать профессионалом. Или можно?

Кто не знает об известной цифре в 10 тысяч часов, которую вывел Малкольм Гладуэлл? О ней знают все. И кто-то даже знает, что цифра эта средняя и вряд ли её можно использовать в качестве железного правила, приводящего к профессионализму и мастерству.

Сколько времени понадобилось этому художнику, чтобы стать мастером?
Сколько времени понадобилось этому художнику, чтобы стать мастером?

10 тысяч часов - красивая цифра, которую очень просто запомнить. Именно это и нужно каждому из нас: нечто реальное, что убедит мозг в том, что цель достижима.

Если представить себе, что мы уделяем профессиональному росту пять дней в неделю по восемь часов в день, то по идее нам надо 5-6 лет на то, чтобы стать профессионалом. То есть по сути это время учёбы в вузе. Не так уж и много по сравнению с такой огромной жизнью.

Реальность на каждом шагу демонстрирует совершенно другую картину. Из вузов редко выходят профессионалы и мало кому хватает 10 тысяч часов, чтобы освоить свою профессию на том уровне, который будет удовлетворять все потребности по пирамиде Маслова.

Гладуэлл взял среднее число. Кто-то из скрипачей занимался 10 тысяч часов, а кто-то меньше. При этом отыграв вот это всё время, они оставались студентами. Победители международных конкурсов становились таковыми после 30 лет, а тогда у них уже было отыграно более 20 тысяч часов.
Гладуэлл взял среднее число. Кто-то из скрипачей занимался 10 тысяч часов, а кто-то меньше. При этом отыграв вот это всё время, они оставались студентами. Победители международных конкурсов становились таковыми после 30 лет, а тогда у них уже было отыграно более 20 тысяч часов.

В общем, всё говорит о том, что нужно думать не о количестве, а о качестве. Конечно, постоянная практика рано или поздно перерастает в качество. Но профессионалом можно стать гораздо раньше, если просто взять и заставить себя решать более сложные задачи.

Понятно, что нужно двигаться от простого к сложному, чтобы было легче. Но этот дидактический принцип в итоге вызывает привыкание. Мозгу проще решать простые задачи и он начинает избегать сложных задач, которые и превращают человека в профессионала и мастера своего дела.

Судите сами, на музыкальных инструментах могут играть очень и очень многие люди. Я, например, умею играть на фортепьяно. Количество умеющих играть на музыкальных инструментах значительно превышает тех, кто стал профессионально заниматься этим.

В чём отличие? Отличие в том, что я и такие же, как я, остановились на простых упражнениях и не продвинулись дальше, потому что нам это не очень-то и нужно было.

Чтобы добиться профессионализма в каком-либо деле, нужно:

  • посвящать время намеренной практике, которая требует значительных усилий;
  • планировать конкретные действия;
  • получать обратную связь, чтобы обучение было более продуктивным.

Если эти три условия не соблюдены, сколько бы времени ни было потрачено на практику, профессионалом не стать.

Впрочем, верно и то, что, соблюдая все три условия, можно за гораздо меньшее время достичь профессионализма.

Автор: Надежда Лимонникова.