Найти в Дзене
Aeronautica

Rolls-Royce запустил демонстратор камеры сгорания для UltraFan

Оглавление

Первые результаты тестов под нагрузкой двух ключевых элементов будущих крупных гражданских двигателей Rolls-Royce — нового ядра и коробки передач — оказались обнадёживающими.

Мы провели значительное количество испытаний, и все технологии работают хорошо.

Фил Кернок (Phil Curnock), главный инженер программ Civil Aerospace Future

Компрессор и турбина нового поколения

Ядро высокого давления Advance3 с редукторной архитектурой привода согласно стратегическому плану компании будет основой концепции UltraFan — преемников успешного семейства Trent, выход в серию которых планируется на 2025… 2027 годы. Длительность его активных продаж должна составить от 15 до 20 лет, период эксплуатации — до 40 лет.

Новое ядро, испытания которого начались в ноябре в гибридном демонстраторе, на первом этапе будет работать внутри конструкции Advance: турбовентиляторном двигателе с прямым приводом, расход топлива которого планируется на уровне 20% ниже, чем у принятой за базу модели Trent 700 (устанавливаются на Airbus A330-200/-300).

На втором этапе Advance превращается в UltraFan, двухконтурный дизайн с ультравысоким коэффициентом: ранее испытанное ядро подключается с увеличенному вентилятору, приводимому с помощью коробки редукторов. Он должен показать результаты ещё на 5% лучше.

Эволюция двигателей Rolls-Royce от современного Trent XWB к перспективному редукторному UltraFan
Эволюция двигателей Rolls-Royce от современного Trent XWB к перспективному редукторному UltraFan

В демонстраторе ядро Advance3 работает между вентиляторной системой двигателя Trent XWB-84 для Airbus A350 и турбиной низкого давления двигателя Trent 1000 для Boeing 787. Задача: изучить возможность увеличения усилия на компрессоре и турбине высокого давления и снизить — на звеньях среднего давления. Производитель планирует отказаться от турбины низкого давления, что перераспределит нагрузку на подшипники — и это тоже подлежит исследованию.

К сегодняшнему дню ядро (компрессор и турбина) высокого давления Advance3 достигло 90% планируемого уровня мощности.

Ядро (компрессор и турбина высокого давления) Advance3 на производственной площадке в Бристоле
Ядро (компрессор и турбина высокого давления) Advance3 на производственной площадке в Бристоле

Коробка передач

Уже третий экземпляр коробки передач UltraFan начал испытания на предприятии Rolls-Royce в Далевице, земля Бранденбург, Германия. Блок диаметром 1 метр представляет собой коробку планетарного типа с кольцевой шестернёй снаружи и пятью планетарными шестернями внутри, вращающимися вокруг центральной солнечной шестерни. Последняя будет сопряжена с валом демонстратора Advance3, поэтому редуктор должен выдерживать планируемую тягу до 335 кН.

Коробка передач перспективного двигателя Rolls-Royce UltraFan, рендер
Коробка передач перспективного двигателя Rolls-Royce UltraFan, рендер

Камера сгорания

Наконец, модернизированная камера сгорания с пониженным уровнем выбросов (advanced low-emissions combustion system (ALECSys), которую установили вместо стандартной в двигателе Trent 1000, была впервые запущена за несколько недель до авиашоу в Сингапуре и показала тоже весьма удовлетворительные результаты: акустического гула не зафиксировано, старт проходит гладко, распределение топлива работает «очень хорошо».

Теперь эту установку перевезут на стенд Rolls-Royce в Томпсоне, канадская провинция Манитоба, для испытаний на холодный старт, работу в зимних условиях, устойчивость при попадании льда, а также в целом для настройки антиобледенительной системы.

После этого двигатель переместится на стенд производителя, расположенный в принадлежащем NASA Космическом центре имени Джона Стенниса в округе Хэнкок, штат Миссисипи. Здесь будут проводиться шумовые тесты. И лишь потом демонстратор установят на крыло тестовой лаборатории Boeing 747-200 для лётных испытаний. На весь путь будет потрачено «несколько лет».

Двигатель Rolls-Royce Trent на испытательном стенде в Бристоле
Двигатель Rolls-Royce Trent на испытательном стенде в Бристоле

Потенциальные клиенты

Британский концерн информирует авиапроизводителей о своём прогрессе. Но публичных сведений о том, куда будут установлены двигатели UltraFan, пока нет.

Впрочем, для существующих моделей самолётов новинка от Rolls-Royce чрезмерно велика. При тяге в 310… 335 кН их вентилятор будет иметь диаметр 3,56 метра (140 дюймов) против 2,85 метров (112 дюймов) у Trent 1000. Наиболее логичным видимым сегодня решением является конфигурация крыла gullwing («крыло чайки») и расположение силовых установок в коротких гондолах и максимально близко к крылу.

Airbus A380 — современный самолёт с самой выраженной формой «крыла чайки». Однако устанавливаемые на него двигатели Rolls-Royce Trent 900 имеют диаметр вентилятора 2,95 метра. Для потенциальных UltraFan с диаметром 3,56 метра крыло должно быть поднято заметно сильнее
Airbus A380 — современный самолёт с самой выраженной формой «крыла чайки». Однако устанавливаемые на него двигатели Rolls-Royce Trent 900 имеют диаметр вентилятора 2,95 метра. Для потенциальных UltraFan с диаметром 3,56 метра крыло должно быть поднято заметно сильнее

Команда проекта Aeronautica.online благодарна вам за уделённое внимание.

Если считаете, что мы достойны вашей поддержки, предлагаем инструмент для оценки (буквальной) наших усилий. Сумма в активном окне легко корректируется в любую сторону: