Найти тему
My SIGHT

Экономическое чудо республики Корея

Как создаются экономические чудеса 

Почему нам навязывают будущее и пытаются убедить нас в «неправильном» прошлом. По-крайней мере у многих, и у меня в том числе, складывается такое мнение, просматривая последние новости, читая последние газеты и смотря телевизор. У многих, я подчеркиваю, у многих, кто не очень разбирается  в мировой политике, мировой экономике, мировой истории, а также не знает своей истории — складывается мнение что все, что было до Нас — было ошибочным. Методы управления нашим государством были «Не Те», а последствия вообще катастрофическими. Поэтому нам говорят, что нужно все менять, ориентироваться только на западную модель развития  и особенно важно критиковать, критиковать и критиковать наше прошлое .

Сразу скажу, что я гражданин Украины. Я патриот. На моих глазах было становление Новой Украины, как государства, по сегодняшний день. Сразу хочу отметить важный аспект. Я закончил школу в 1991 году. Поэтому среднее образование у меня — это последний выпуск педагогического цикла среднего образования в Советском союзе. Я, как и многие другие, молодые люди моего поколения , с радостью и неприкрытым энтузиазмом воспринял Акт о Независимости Украины и очень легко поверил в исключительность Украинской государственности. Особенно важно отметить, что на момент распада СССР уровень жизни, как модно сейчас подмечать, был на душу населения один из самых высоких в мире. Западные экономисты-аналитики в один голос утверждали, что Украина де факто, уже давно готовое государство с высоким уровнем дохода, образования и медицины. Осталось за малым, сделать очень «простое» политическое решение — выйти из состава СССР  и стать независимым государством. И все!  Все проблемы достатка населения решатся сами собой. Достаточно просто перераспределить доходную часть УССР  и мы заживем  как во Франции, Германии или Великобритании.

За время независимости Украины я закончил два университета и Академию управления при президенте Украины. Почему я об этом говорю. Очень важно — каждый раз, ещё в советской школе, потом в высших учебных заведениях Украины нам преподавали историю. Историю разную! Все четыре варианта истории, на каждом коротком историческом этапе, одни и тоже исторические факты преподносились каждый раз «по-новому». Нет, это не то, чтобы совсем противоположные гипотезы, а каждый раз что-то новенькое. Но что важно — это «новенькое» обязательно перечеркивало прошлое, или ещё «смешнее" корректировалась уже Новая история, доставая все новые и новые факты исторического трактования мировой и нашей истории. Даже борьба политических элит, которые складывались в Украине, начиная  с 1991 года, строилась на критике предыдущего президента, правительства, парламента и просто политического истеблишмента, которые были при власти.

Выработался даже особенный политический электорат,  который постоянно голосует против Власти в любой её форме. Причём, процент такого электората постоянен — 15-25%. Вдумайтесь, люди просто голосуют против, не совсем даже вдаваясь в то, что предлагает оппозиция.  Самое интересное, что политические элиты при этом «качественно» не менялись. Вернее сказать — принцип формирования политической элиты на Украине вот уже два десятка лет неизменен. Причем лозунги, под которыми эти элиты входили  во власть были разные.

Но это так, для разминки. Сразу хочу отметить, что писать буду больше об экономической части того или иного исторического факта или современного события, пытаясь донести до читателя «экономический аспект».

Последнее предисловие — практически все страны постсоветского пространства находятся в одном, но очень важном пространстве — информационном. Поэтому читатели как в(на) Украине, так и в России легко могут воспринять те или иные примеры современной истории. Очень важно отметить, что новости как национальные так и мировые, содержат в наших странах общий формат. Формат, который нам пытаются навязывать, складывается из простых вещей. Вся политика, все новости на 80-90% состоят из триады: США, Европа, Украина, или США, Европа, Россия. Много ли на наших телевизионных каналах информации, что присходит , например, в Канаде , Аргентине, Австралии?? Или взять Юго-Восточную Азию, — начинаются ли наши новости из новостей из Поднебесной или того «хуже» из Тайваня, Сингапура, Южной Кореи? Совсем нет. А зря! Мы живем в глобальном мире и страны , которые я перечислил входят в" десятку" (по разным отраслям) развитых стран мира, кроме Аргентины, что не уменьшает роль этой  страны в регионе.  Меня в школе, советской школе, учили, что такие страны как Аргентина — это развивающиеся страны.  Но побывав там как турист, прогуливаясь по Буэнос-Айресу, я понял другое. Это мы развивающаяся страна, а не совсем не так, как нас учили. Но это внешняя картинка, ведь не зря у нас говорят, что по одежке встречают…

Как же создаются в странах «экономические чудеса»?

Для примера возьмем Южную Корею. Давайте вспомним, каким способом был осуществлен подъем её экономики, какими средствами решалась задача модернизации и стремительного экономического роста, опишим суть событий, которые произошли здесь в 1960- 1980 гг. В конце концов формат этого примера абсолютно должен удовлетворять наших либералов, которые как в России, так и на Украине говорят — что только взяв за основу экономическую модель западного развития наши страны имеют историческую перспективу. 

Экономическое чудо Южной Кореи

Южная Корея считается азиатским экономическим" тигром". Один из крупнейших производителей автомобилей  и бытовой электроники . Контролирует треть мирового судостроения. Между тем, в 1960 году каждого, кто осмелился бы предсказать Южной Корее подобное будущее, подняли бы просто на смех. Нынешняя страна небоскребов, хайвеев и автозаводов была тогда крестьянской азиатской провинцией. Основу рациона населения составляли рис, просо и кукуруза . Несмотря на американскую экономическую помощь, страна катастрофически отставала в развитии. 

Экономическое положение Южной Кореи в начале 1960-х было крайне незавидным, если не сказать катастрофическим. В момент раздела страны в 1945 году практически вся промышленность и энергетика были сосредоточены на Севере. Сейчас в это трудно поверить, но в начале шестидесятых Южная Корея по уровню ВНП на душу населения отставала не только от Мексики и Нигерии, но даже от Папуа Новой Гвинеи. Вдобавок в стране практически не было природных ресурсов (исключение — небольшие запасы низкокачественного угля, добыча которого давно прекращена за нерентабельностью). По весне значительная часть крестьян недоедала, электричество даже в Сеуле подавалось нерегулярно, в стране не было ни одного жилого дома выше трех этажей.

Перед новой властью стояла, казалась бы, неразрешимая задача — «все устроить из ничего». Эта задача, как мы видим, была решена. На протяжении почти двух десятилетий годовой рост ВНП составлял 9—10%, изредка поднимаясь до 12—14% и никогда не опускаясь ниже 5%. Ко всеобщему удивлению, за три десятилетия Южная Корея из страны развивающейся превратилась в страну развитую. 

При этом страна очень сильно зависела от американских кредитов: 50% государственного бюджета составляла американская помощь, причем ассигнования на оборону на 70% состояли из помощи США. Они же в период с 1953 по 1962 гг. покрывали 70% южнокорейского импорта и 80% капиталовложений. Положение осложнялось и тем, что Юг уступал Северу в промышленном развитии и не имел прослойки компетентных технических специалистов. Единственным наличным ресурсом была дешевая рабочая сила, ибо народ был неприхотлив и готов добросовестно работать за мизерную плату. Но при этом большинство корейцев не имело ни образования, ни профессиональной подготовки. Положение осложнялось и отсутствием на территории Кореи природных ресурсов, которые можно было экспортировать, делая на этом деньги так, как арабские страны делают деньги на нефти. Вдобавок нищета страны и политическая обстановка делали невозможными масштабные иностранные инвестиции.

Основой  в экономической программе развития Южной Кореи стали:

  • развитие тяжелой промышленности, как форсированная индустриализация за счет сельского хозяйства;
  • экспортно-ориентированная экономика и её государственное регулирование (вам ничего не напоминает?).

За металлургией и судостроением последовали более техноёмкие отрасли – автомобильная промышленность, развертывание которой началось после 1976 г. и электроника, эпохой развития которой стали уже 80-е гг.   Благодаря собственной тяжелой и химической промышленности, корейская индустрия в ряде отраслей перешла от только сборки к освоению всей цепочки производственного процесса, что позволило сократить импорт сырья и комплектующих и снизить торговый дефицит, достигавший в начале 70-х годов уровня в $1,1 млрд. . Следует помнить и о том, что предприятия тяжелой промышленности создавались в значительной степени, как основа ВПК Южной Кореи.

Как же все началось? Не совсем так, как принято описывать «реформы» в либеральных учебниках экономики. 16 мая 1961 года в Южной Корее произошёл военный переворот. Несколько тысяч солдат по приказу своих командиров-заговорщиков вошли в Сеул и, согласно классической ленинской методике, заняли почту, телеграф, радиостанции, издательства и здания органов власти. Они объяснили свои действия тем, что «настало время дать руководство нации», обещали после наведения порядка в стране уйти от власти и провести демократические выборы. Однако Пак Чон Хи, возглавивший Военно-революционный комитет, отнюдь не собирался уступать кому-либо руководство страной. Два года он правил в качестве военного диктатора, а в 1963 году выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах. И победил.

Так к власти, не без помощи США, пришёл сильный политик и «классический тиран» – Пак Чон Хи. Биография будущего творца «южно-корейского чуда» мягко говоря странноватая, а местаим даже невероятная. Участник Второй мировой (причем воевал на стороне Японии!), после войны он вдруг вступил в коммунистическую ячейку. Был приговорён за это к расстрелу, но когда сдал своих товарищей по партии, его помиловали. Впоследствии, он занимался выявлением и уничтожением коммунистов, проходил военную подготовку в США.

В Южной Корее в момент прихода к власти Пак Чон Хи не было ни финансов, ни квалифицированных кадров, ни оборудования. Поэтому на первых порах ставка делалась на легкую промышленность, подъем которой не требовал ни крупных капиталов, ни высоких технологий, ни образованных кадров. Сотни тысяч сельских жителей  уходили в города, где в бесчисленных швейных мастерских шили одежду и обувь, делали парики и игрушки, которые экспортировались в страны Запада. Условия труда были очень тяжелыми: нормой считался один выходной в месяц, а продолжительность рабочего дня редко была меньше 10 часов!

Попробуйте представить, что это могло было быть у нас? Не думаю что менталитет нашего народа сейчас готов это воспринимать! Хозяева  южно-корейских компаний экономили на всем:  санитарные нормы, вентиляция на производственных площадях, а часто и на объеме этих площадей  — высота перекрытий в цехах была чуть больше полутора метров.

Теперь о рецептах, которые Пак Чон Хи применил для развития, а вернее говоря, для строительства совершенно новой экономики.

1. Аресты и пытки противников режима.

Первым делом южно-корейский диктатор создал собственное Центральное разведывательное управление, которое занималось подавлением всех несогласных. 

2. Война коррупции.

3. Индустриализация. Насильственный сгон крестьян в города. Деревенская беднота стала работать на частных предприятиях, которые производили на экспорт те самые дешёвые ткани, игрушки и парики.

4. Особо отмечу — аресты богатых бизнесменов и национализацию банковского сектора!!!! (Так был обеспечен контроль за всеми финансовыми потоками).

Вам это программа ничего не напоминает?

В июне 1962 г. правительство провело денежную реформу и арестовало счета частных банков на общую сумму $87 млн. долларов. Колоссальные деньги для бедной страны. Закон об очищении политики, вышедший в марте 1962 г., запретил принимать участие в политической деятельности 4367-и политическим деятелям предшествующих режимов (правда, большая часть из них впоследствии была восстановлена в правах). В госаппарате была проведена значительная чистка: до конца лета 1961 г. были арестованы, разжалованы или отправлены на пенсию 17 тыс. гражданских служащих и 2 тыс. военных. Ну, просто так и хочется назвать это репрессиями и ущемлением гражданских прав населения, что нам постоянно навязывают либеральные «новоучения», приводя в пример сталинские репрессии и несостоятельность всего советского периода.

Открою вам небольшой секрет – видите где-то мощную экономику, сильное государство – покопайтесь в истории и обязательно увидите, как на самом деле строилась эта мощь и эта экономика.

Пак  Чон Хи действительно неоднократно избирался главой Южной Кореи - побеждал на выборах. Но 17 октября 1972 г. он в дополнение к военному перевороту 1961 года совершил ещё и конституционный переворот, вошедший в историю под названием «Юсин», или «Реформы обновления государства». «Реформы» начались с введения военного положения, роспуска Национальной Ассамблеи (парламента) и ареста большинства лидеров оппозиции. 27 декабря 1972 г. президент Пак Чон Хи официально провозгласил начало новой политической системы. После этого он предложил ввести в Конституцию поправки, которые предусматривали, в частности, увеличения срока президентства до шести лет, косвенную систему его избрания при помощи выборщиков (аналогия выборов президента в США ), наделение главы государства правом распускать парламент и назначать кандидатов в Национальную Ассамблею. По сути Пак Чон Хи была гарантирована пожизненная власть. Референдум, проходивший в условиях военного положения, одобрил новую конституцию 91,5% голосами, в результате чего избираемый непрямым путем президент получил сначала 99,9%, а потом 99,8% голосов. Хочу заметить, ну никак на демократические реформы это было не похоже, даже если очень захотеть в это поверить.
Введение чрезвычайного положения, запрет любой политической активности, издание президентских указов, которые были направлены на прямое удаление оппозиции, военные суды, вынесение большого числа приговоров по политическим статьям за нарушение указов президента (включая смертные) и т. п. 

Для насильственного подавления оппозиционных организаций Пак Чон Хи санкционировал разработку ряда юридических актов, расплывчатые статьи которых позволяли подвергнуть наказанию любое неугодное режиму лицо. В 1974-75 гг. Были приняты Чрезвычайные Постановления, которые запрещали критику конституции или режима — так, введенное в мае 1975 г. Чрезвычайное Постановление № 9 рассматривало как преступление любую критику президента или данного Постановления.  Во время «реформ» в стране были запрещены все собрания, кроме свадеб и похорон. В качестве меры устрашения достаточное количество потенциальных противников режима было схвачено, избито и подвергнуто пыткам. В тюрьмах оказалось около 20 000 активных противников режима. И это информация из южнокорейских источников. 

Кто-нибудь сегодня ставит это в вину Южной Корее или предлагает каяться за совершенные действия? Вообще, кто сегодня критикует Южную Корею? Не слышно таких голосов. В самой Южной Корее не развивают тему авторитарного правления Пак Чон Хи, не пытаются найти недостатки развития своей страны — они просто гордятся сегодняшним днём!  Тот уровень достатка который наблюдает каждый кореец,  оправдывает в их философии  все те трудности , которые пришлось пережить.

Поэтому Пак Чон Хи Вошел в историю не как «кровавый диктатор», а как человек, который сумел превратить одну из беднейших стран Азии в стабильное государство с самостоятельной экономикой. (Такому подходу к своей истории, поистине, надо поучиться!) Как отец южнокорейского экономического чуда. Это «Чудо» стало возможным ТОЛЬКО благодаря жесткому управлению экономикой в ручном режиме: была резко усилена роль государства, введено централизованное планирование.  Не либерализм в экономике и политике поднял Южную Корею, а жесткий антипод либерализма в политике и экономике!

Особо хочу отметить введение планирования. Пятилетки в южной Корее существовали до 1984 года! За три пятилетки Южная Корея сделала колоссальный экономический скачек в экономике. По сути говоря, две Кореи Северная и Южная, схлестнулись в экономической эстафете. Обе страны взяли за основу пятилетний план развития. Ну, как тут не отметить, что аналогичные планы развития в своё время были взяты за основу в СССР!  Первые пятилетки, как в СССР, так и в Южной Корее, имели одну и туже  цель. Это быстрая индустриализация, в основу которой было положено максимальная концентрация усилий на создание, прежде всего, тяжелой промышленности.Такая быстрая индустриализация проводилась административными методами, прежде всего, за счёт сельского населения.

Более того, в южной Корее это происходило «естественным путём», за счёт массовых переселений сельского населения в города. Другого пути выживания в южной Корее для сельского населения просто не существовало. Была проведена реформа сельского хозяйства. Земли были поделены между крестьянскими семьями и ставка делалась на малые и средние семейные предприятия. В среднем площадь обрабатываемых земель на одну семью была равна 1 га. Нужно отметить, что в южной Корее катастрофически не хватало земли пригодной для сельскохозяйственной деятельности, страна находится в горной местности. Как результат, для сельского населения возникла ситуация, когда дефицит земли привёл к массовой миграции населения в города.  А как мы знаем из истории, любая миграция населения приводит к увеличению смертности. Посмотрим современные новости и проведём аналогии. Переселение народов с ближнего востока в страны европейского союза, которые сопровождаются массовой гибелью гражданского населения, голодом и нищетой. Как результат радикализация ситуации внутри европейского союза, проведение ряда террористических атак в столицах ЕС тому подтверждение.

Еще несколько слов о методах управления экономикой при Пак Чон Хи. Что производить и сколько производить решало правительство. Например, установление фиксированных цен на произведённые продукты питания. Правительство гарантировано выкупало у сельского населения продукты питания  по завышенным ценам, компенсируя потери при продаже данной продукции за счёт бюджет, но таким образом стимулируя южнокорейского производителя. Чем вам не пример настоящего импортозамещения!?

Все силы были брошены на поддержку южно-корейского производителя. Ставилась задача производить абсолютно все, что потребляет южно-корейский  народ. При этом государство жестко контролировало цены на внутреннем рынке, делая экспансии государственных закупок и государственного финансирования.  Особо отмечу, что наряду с малым и средним бизнесом, государство максимально поддерживало, если не сказать искусственно создавало, крупные холдинги. Раздавая государственные гарантии таким предприятиям, правительство проводило агрессивную политику на внешних рынках, рекламируя своего производителя на международных выставках. 

Правительство контролировало внешнюю торговлю и предпринимало протекционистские меры для защиты отечественного производителя. Согласно новой концепции экономического развития, Корея должна была создавать производства, ориентированные на экспорт, стать своеобразным сборочным цехом для других стран. С этой целью правительство выделило из множества корпораций — «чеболь» (крупные холдинги) десять самых перспективных и обеспечило им режим наибольшего благоприятствования в обмен на поддержку государственных преобразований в экономике. Это и были ставшие впоследствии знаменитыми «киты» южнокорейского бизнеса — корпорации «Samsung», «Hyundai», «Gold Star» (будущая «LG Electronics») и др. 

Кредитование такого производителя  осуществлялось через государственные займы на долгосрочной перспективе! Все кассовые разрывы во внешней торговле компенсировались государством. 

Ну как здесь не" всплакнуть", смотря какие кредитные ресурсы доступны нашим производителям, как на Украине так и в России. Мало того что они дорогие, но они ещё не долгосрочные! Что касается социальной политики в Южной Корее, здесь мы увидим такую же жесткую позицию. Государственное регулирование социальной политики проявлялось в стремлении удерживать дешевизну рабочей силы, что достигалось целым рядом факторов: низким уровнем жизни в начале процесса роста экономики; низкой долей заработной платы по отношению к получаемой прибыли; продолжительной рабочей неделей, жесткой антирабочей политикой властей, при которой стачки решительно подавлялись полицией, а подчас и специальными частями. С другой стороны, правительство Пака поощряло благотворительную деятельность крупного капитала и создавало себе репутацию социального арбитра. 

Те, кто проводил «диктатуру развития» в жизнь, жестоко подавляли, особенно на первом этапе, социальное  движение за права рабочих. Почему? Да потому, что главным конкурентным преимуществом страны на мировом рынке в те времена была дешевая и качественная рабочая сила. И правительство пресекало протесты независимых профсоюзов, делало все, чтобы зарплаты оставались на прежнем уровне. 

Само понятие социальных стандартов по сути отсутствовало. Только сейчас, в наши дни социальные стандарты в южной Корее приобрели классический социальный оттенок. Это высокая зарплата, обучение за счёт государства , медицинское обслуживание и пенсии. Особо отметим, что пенсий в Корее тогда вообще не было! Было принято содержать пожилое население работающей молодежью. Современная система социально-трудовых отношений была окончательно принята только в 2004 году! 27 декабря 2004 года вступил в силу закон о пенсионном обеспечении, который ввёл накопительную систему пенсионного страхования. Но это стало возможным только тогда, когда экономика Южной Кореи несколько раз выходила из рецессии и приобрела ту формулу развития, которая позволила перейти от административно- командной модели развития на более высокую. 

Нам нужно  научиться раз и навсегда перестать порочить предшественников и прошлое. Брать из нашей общей истории лучшие примеры и  не стыдиться прошлого. Ведь все мы современники хотим одного — жить лучше, с уважением относимся к своим родителям, прародителям и это нормально. Хотим, чтобы наши дети жили лучше. Для этого  нужно понять одно — все поколения наших народов стремились сделать нашу жизнь лучше. Они долго работали, трудились, воевали и отвоевывали наше будущее и своё настоящее! В любом случае, спасибо им!

P.S.   Пак Кын Хе — Президент Республики Корея с 25 февраля 2013 года, дочь президента Кореи  Пак Чон Хи.  Преемственность поколений в действии.

Выводы делайте сами.

Не плюйте в Своё прошлое — Вы не знаете Своего будущего!