Найти тему
Бизнес лучший спорт

Как купить готовый бизнес

Покупка бизнеса — сложный вопрос, который зависит от множества

факторов. Я бы хотел сосредоточиться только на приобретении предприятий

малого бизнеса и рассказать, на что надо обращать внимание при

заключении сделки. 

Когда стоит покупать готовый бизнес? 

1. Если вы хотите больше денег и понимаете, что они не будут легкими. 

2. Если вы хотите вложить некоторую существенную сумму, чтобы через

какое-то время получать больше денег. 

3. Если вы не хотите быть акционером, то есть покупка своего бизнеса для вас

имеет больше значения, чем приобретение доли в бизнесе кого-то другого. 

4. Если вы готовы к риску, трудностям, проблемам, вы хотите и в состоянии их

решать (по крайней мере, у вас есть еще деньги и люди, с помощью которых

вы можете находить решения). 

5. Если для вас покупка бизнеса — это романтика, и вы полны сил. 

6. Если вам просто так хочется. 

Почему покупка бизнеса — лучше, чем старт с нуля? Потому что процесс уже

более-менее налажен, есть клиентская база, и она «живая», в компании уже

работают люди, обладающие достаточной квалификацией. Соответственно,

вам не придется искать клиентов, работников и налаживать бизнес-процессы.

И главное — вы сможете получить доход на свои инвестиции-вложения

быстрее, чем если бы начали раскручивать все сначала. 

Что с оформлением-переоформлением? 

Посмотрите, как оформлен приобретаемый бизнес: на кого, какая

юридическая форма. Обратите внимание, что недавно вышел закон,

изменяющий основные юридические формы. Определите, каков будет

процесс передачи бизнеса и клиентов, потребуется ли вам переоформление

сотрудников. Если это ИП или ООО, то нужно обсудить последовательность

действий бывшего и нового владельцев после подписания договора «о

продаже». Для таких форм деятельности вообще нет четкого юридического

понятия «продажа бизнеса». 

Важное правило: чем больше позитива у агента, участвующего в продаже

чьего-то бизнеса, тем сильнее стоит задуматься о возможных подводных

В таких случаях лучше привлечь на свою сторону юриста. Пусть это выйдет

дороже, но зато вы сэкономите массу времени, денег и нервов в будущем. 

Существует несколько методик оценки стоимости бизнеса. Наиболее

распространенная в секторе МСБ: годовой доход, помноженный на

коэффициент, обычно в пределах 1-4-x, иногда больше (бизнес крупнее),

иногда меньше (в сторону малого бизнеса). Есть и другие методики, но в

данном сегменте бизнеса они применяются редко. А вообще, как

договоритесь. Просто всегда важно понимать, какая методика оценки

используется и почему она именно такая. Обязательно спросите об этом

продавца — это прекрасный повод поторговаться. 

Что вам подскажет, что покупка имеет смысл? 

Во-первых, конечно, ваше желание. Это тема отдельного обсуждения, но

предположим, вы действительно хотите, понимаете и знаете, зачем и почему

вам нужен этот бизнес. 

Во-вторых, личная встреча с продавцом (иногда это отдельный агент) и

владельцем. Посмотрите, позадавайте вопросы, послушайте, почувствуйте,

В-третьих, визит на место. Вы или ваше доверенное лицо под видом клиента,

посетителя, тайного покупателя. Посмотрите, что за люди там работают, как

выглядит офис, как идет работа, какое настроение в коллективе, как относятся

к клиентам. Внимательнее изучите углы и подсобки, если получится, —

увидите много интересного. Не торопитесь. Возможно, на вас будут давить

сжатыми сроками или очередью из покупателей. Будьте осторожны: не

исключено, что за этим давлением скрыты риски. 

Кто вам подскажет, что покупка имеет смысл? 

Посоветуйтесь с юристами и экспертами в данной области: специалистами по

оценке, людьми, знакомыми с отраслью. Не упускайте возможности собрать

больше информации и о рынке, и о компании. 

Понятно, что не всегда можно всех «пробить по базе», особенно, если у вас

нет таких связей, но это не значит, что нельзя найти несколько человек в теме

и просто пообщаться с ними за кофе, получив нужную информацию. 

Не платите все сразу. Договоритесь о том, что часть денег продавец (и его

агент) получат только после того, как вы все окончательно оформите и

возьмете управление на себя. Будет неприятно, если вы обнаружите скелеты в

шкафу, а ваши контрагенты, получив все деньги сразу, перестанут отвечать на

И еще. Предположим, что сделка состоялась. Предположим, что дело идет.

Сохраняется некоторая инерция. 

Помните, к чему надо быть готовым в первое время после покупки бизнеса: 

— к уходу части сотрудников, несогласных с вашему стилю ведения бизнеса; 

— к визитам различных органов, с которыми у предыдущего владельца были

налажены отношения, но их вам не передали в безрисковом варианте; 

— к встречам с ключевыми клиентами, чтобы сохранить-выстроить-

перестроить отношения с ними; 

— к тому, что на рынке (в нише, на районе и так далее) могут проявиться

новые тенденции, и «инерция бизнеса» будет недолгой, нужно будет снова

прилагать усилия к его раскрутке. 

Стать владельцем бизнеса — задача ответственная, почетная, интересная и

очень непростая. Если у вас не было опыта, подумайте о партнере, советнике

или консультанте. Если опыта мало или он есть, но в других направлениях, не

упускайте возможности познакомиться с коллегами, конкурентами,

экспертами, например, по соседству или на конференциях, так вы быстрее

войдете в контекст. 

Если опыта полно, не расслабляйтесь. Не исключено, что данный опыт и

данная специфика имеют мало общего с деятельностью

свежеприобретенного бизнеса, и многое придется делать по-другому. 

И бонусный совет. Приготовьтесь к тому, что первые три месяца вы должны

быть внимательными, бодрыми, готовыми к изменениям (как внутри бизнеса,

так и внутри себя), поэтому вам стоит непременно запланировать на это

время либо серию мероприятий по активному отдыху, либо просто придумать

варианты, как расслабляться. Иначе будет непросто.

Рекомендую подписаться на канал!