Найти тему
post textum

Культурная шелуха ещё не делает из обезьяны человека

Текст 2014 года

Хочу ещё пару слов написать по поводу своей «мизантропии». Я согласен с тем, что от восприятия людей как бестолковых обезьян жизнь не делается приятнее. Она делается неприятнее. Возникает и одиночество и безысходность и страх и куча других негативных эмоций. Но это не вопрос выбора.

Иногда можно выбрать как относиться к тем или иным вещам. А иногда можно выбрать только между неприглядной правдой и спасительной тупостью, за которой не видно этой неприглядной правды и которая (тупость) позволяет строить радужные дорисовки и плавать в каких-то фантазиях о мире, любви и гармонии. Но так уж вышло, что в последнее время погружённость людей в какой-то мрак стала для меня вырисовываться всё более отчётливо.

Я не зря называю людей обезьянами. Это не какое-то обидное уничижительное прозвище – это факт. Факт и потому, что люди – прямые потомки обезьян и потому, что будучи этими потомками, они от них совсем не так уж сильно отличаются, как сами привыкли считать.

Психология сейчас не является наукой и это тоже факт. Психологи воспринимают человека как чёрный ящик и судят о нём по его поведению. То есть берут группу людей, смотрят как они себя ведут и на основании этого делаются какие-то выводы.
Но есть такой профессор Савельев – он с одной стороны считается эдаким научным троллем, т.к. слишком пренебрежительно отзывается о многих других учёных, и когда говорит, часто за счёт авторитетной риторики преподносит своё мнение как единственно верное. У меня нет желания перелопачивать материалы и формировать мнение насчёт того, прав Савельев или нет, а если прав, то в чём и т.д. Но он очень метко указывает на то, что подход к человеку как к «чёрному ящику», как к какому-то объекту, психологию которого можно изучить, занимаясь только внешним наблюдениям – этот подход ошибочен. Вместо этого Савельев предлагает вскрыть черепную коробку и наглядно посмотреть на мозг человека, чтобы не городить впредь всякой чепухи.

И тут уже можно долго спорить о каких-то нюансах, но есть жирный факт, который нельзя никуда задвинуть – в мозгу человека есть огромные куски, доставшиеся в наследство даже не от обезьян – они достались ещё от рептилий. Это лимбическая система, ещё там какие-то области может быть (я не помню, поэтому не буду строить из себя компетентного нейрофизиолога). И эти области оказывают огромное влияние на мотивацию человека просто в силу своей функциональной природы. Ну то есть если в схеме есть источник тока и лампочка, то глупо думать, что когда человек нажмёт выключатель, то в цепи начнутся какие-то сложные вычислительные процессы. Никаких сложных процессов не начнётся – просто потечёт ток и загорится лампочка. То же и в случае с человеком. Целые куски мозга отвечают за размножение, питание и доминацию особи в популяции (или ЧСВ) – вещи довольно примитивные сами по себе. А пресловутое «серое вещество» или кора головного мозга – это лишь тонкий такой слой, который образовался сравнительно недавно (по эволюционным меркам) и влияние которого на жизнь особи не так существенно.

Поэтому «разумность» человека – это сказка. Просто красивая сказка, в которую приятно верить. За разумность обычно принимают культуру. То есть раз человек умеет писать, читать, раз он одевается, стрижёт шерсть – значит он разумен. Но это чушь. Культура – это то, чему человек просто обучается. Он не осознаёт эту культуру. Он не делает выбора – принять культуру или нет. Его просто обучают всему этому. Хотя обучить чему-то можно даже менее развитых обезьян. А человек – это высокоразвитая обезьяна. Поэтому по сравнению с другими обезьянами он кажется таким вот разумным.

Хотя если поместить человека в стаю волков (лишить обучения человеческой культуре) из него вырастет «маугли» — или попросту дикарь. То есть не существует никакой врождённой разумности, свойственной человеку от природы. Есть просто обучение. Человек ничего не постигает разумом – большую часть своей «разумности» он приобретает банальным копированием – смотрит как делают другие и поступает точно так же. И это тоже одно из свойств приматов и для подражательного поведения тоже есть специальные куски мозга.

Эксперимент Милгрэма наглядно показывает, что своей воли, своего осознания как такового у человека нет. Он запросто может пытать другого человека, если экспериментатор говорит, что «всё в порядке». То есть если есть какой-то авторитет, чьё мнение человек считает «правильным», он запросто может причинять боль другому человеку (и где теперь ваш пресловутый гуманизм и прочие светлые идеалы?) и вообще делать что угодно.

Теория разбитых окон тоже наглядно показывает, что не существует никакой «культурности» самой по себе. Люди просто смотрят друг на друга – если где-то окна разбиты, значит это «то место где можно разбивать окна» и человек с радостью начинает их разбивать. И не разбивает только потому, что есть места, где этого делать «нельзя» под страхом общественного осуждения или какого-то ещё наказания.

Поэтому все эти рассуждения о гуманности, о добре и зле – не более, чем слова. Просто выдуманные понятия, заученная культурная шелуха. Одни вещи считаются «правильными» (обезьяна выучила, что они «правильные») — например переводить бабушек через дорогу, говорить спасибо-пожалуйста, уважать старших и т.д.
Другие – «неправильными» (быть невежливым, не уважать старших, и т.д.). И всё. Меж этих искусственных, культурно перенятых полюсов «правильности» и «неправильности» и протекает вся человеческая жизнь. Тут не остаётся места ни для какой разумности – тут просто тупое заучивание, подражательность. Правда вариантов подражательности может быть масса и они могут проявляться в разных сочетаниях (иногда сложных и неочевидных), могут возникать и какие-то альтернативные «моральные нормы» (например в тюрьме, или ещё где-то). Но суть от этого не меняется. Человек от этого не становится разумным. Не перестаёт быть обезьяной.

Разумность начинается только тогда, когда начинается основательный пересмотр всего того, что было накручено в голове культурным воспитанием. Вот тогда заурядная обезьяна и начинает проявлять первые ростки разумности – если вдруг до неё доходит (то есть возникает именно всплеск ясности, понимания), что всё, что содержится у неё в голове – не более чем вздор, привнесённый туда не для её блага, а с целями её предсказуемости для стада.

Дальше лень писать. На этом пока закончу. Добавлю разве что, что я думаю, что если преодолеть этот этап неприятной «мизантропии», за ним придёт ясность и более чёткое осознание самого и себя и своего места в этой жизни. Неприятно осознавать, что тебя нае*али и продолжают наё*ывать. Но надо пройти через это осознание, не провалившись в спасительную тупость. Снова стать относительно счастливой глупой обезьяной я не хочу. Так что лучше пусть будет пока эта вот мизантропия. [ В настоящее время мизантропия у меня практически прошла, уступив место скорее сочувствию и пониманию (понимание, однако не подразумевает солидарности и согласия с людьми и их поведением. Просто постепенно прояснились причины подобного положения вещей, стало более ясно откуда и куда растут ноги, хвосты и прочие части тела) -- прим. 25.02.18 ]

Подпишись на мой телеграм-канал: @PostTextum