Найти тему
Подводник

Подводный флот. Начало (ч.2)

После неудачной попытки Шильдера, построить свою подводную лодку, в 1855 году, свои услуги Российскому правительству предложил немец Вильгельм Бауэр. Бауэр уже строил свою подводную лодку в Германии в 1850 – 1851 г. После ее аварии при испытании, ему было отказано в финансировании. Англичане, австрийцы, пруссаки и американцы не заинтересовались его изобретением. Поэтому он обратился к Российскому правительству. 
13 марта 1853 г., Вильгельм Бауэр, отправил докладную записку Морскому министерству России.
В записки он описал устройство своей подводной лодки, пообещав, что она будет двигаться со скоростью парохода, как в надводном, так и подводном положении, погружаться на глубину 150 футов (47 метров), воздуха для 5 членов экипажа будет хватать на 8 часов. Оружием подводной лодки должны служить бомбы, которые при помощи специального устройства, крепятся к днищу вражеского корабля.
После неудачной попытки Шильдера, построить свою подводную лодку, в 1855 году, свои услуги Российскому правительству предложил немец Вильгельм Бауэр. Бауэр уже строил свою подводную лодку в Германии в 1850 – 1851 г. После ее аварии при испытании, ему было отказано в финансировании. Англичане, австрийцы, пруссаки и американцы не заинтересовались его изобретением. Поэтому он обратился к Российскому правительству.  13 марта 1853 г., Вильгельм Бауэр, отправил докладную записку Морскому министерству России. В записки он описал устройство своей подводной лодки, пообещав, что она будет двигаться со скоростью парохода, как в надводном, так и подводном положении, погружаться на глубину 150 футов (47 метров), воздуха для 5 членов экипажа будет хватать на 8 часов. Оружием подводной лодки должны служить бомбы, которые при помощи специального устройства, крепятся к днищу вражеского корабля.
Глубина погружения по первоначальному заявлению Бауэра составляла 150 футов, но в 1858 году Бауэр заявил, что подводная лодка может погружаться на глубину не более 50 футов (15 м).
Интересно, знали ли на адмиралы, что Бауэру уже отказали другие страны, когда позволили ему строить свою лодку за казенный счет? Мало того, было выполнено его требование о присвоении звания подводного инженера и зачислении на службу в Морское ведомство.Итак, в мае 1855 года началось строительство подводной лодки. Летом 1855 г. был назначен командир (заведующий) подводной лодки, им стал мичман Павел Павлович Крузенштерн.
Павел Павлович Крузенштерн родился в Ревеле 7 августа 1834 года. Его дедом был Иван Федорович Крузенштерн, который первым в истории Русского Флота совершил кругосветное плавание. Уже в 15 лет П.П. Крузенштерн, совершил плавание на шхуне «Ермак», под командой своего отца. В 16 лет совершил переход в Петропавловск Камчатский на военном транспорте «Двина».
Во время Крымской войны, сражался с английским флотом у крепости Або. Прославился как полярный исследователь. На шхуне «Ермак», летом 1860 года, П.П.Крузенштерн исследовал устье реки Печора. В 1862 году возглавил экспедицию в Карское море для исследований, «имеющих важность не для одних гидрографических и морских метеорологических наблюдений, но и для цели торговой, именно достижением морем устья реки Енисей».
После экспедиции П.П. Крузенштерн служил на Балтийском флоте. Затем судьба забросила его на Аральское море. Здесь он и заболел: Север напоминал о себе тяжелым ревматизмом. Спасая пароход «Самарканд», который потерпел аварию в Сыр-Дарье, Павел Павлович работал по пояс в воде вместе с матросами 17 суток. Пароход был спасен, но здоровье Крузенштерна пошатнулось непоправимо. Жизнь его оборвалась в 37 лет 08.08.1871 года.
П.П. Крузенштерн командовал подводной лодкой во время строительства, затем его сменил лейтенант Николай Андреевич Федорович, который и занимался испытаниями подводной лодки, начавшимися в Кронштадте 26 мая 1856 г.
Николай Андреевич Федорович, один из немногих энтузиастов подводного плавания, родился в 1827 г. Окончил Морской кадетский корпус в 1844 г.
Служил на Балтийском море на кораблях «Лефорт», «Орел», «Россия», «Владимир», «Фершампенуаз», «Полтава», фрегате «Прозерпина» и бриге «Полинур». В 1846 г. был произведен в мичманы, а в 1851 г. — в лейтенанты. В Крымскую войну 1854 г.- 1855 годов, на корабле «Прохор», участвовал в защите крепости Свеаборга от Англо-Французской эскадры.
В 1856 году, служа в отряде гребной флотилии, защищавшей Кронштадт, принимал участие в опытах с подводной лодкой Лейб-гвардии саперного батальона капитана Горна, затем с мая по октябрь 1856 года, командовал подводной лодкой Бауера. Разработал свой проект подводной лодки, который был отклонен Морским министерством.
Окончил службу в 1879 г. в звании контр-адмирал. Скончался Н.А. Федорович 24-го июля 1891 г., на 64-м году жизни.
На испытаниях,26 мая, подводная лодка Бауэра совершила шесть пробных погружений. Во время погружений на подводной лодке находились сам изобретатель, лейтенант П. А. Федорович и 10 матросов. На испытаниях присутствовал великий князь Константин Николаевич, который в то время управлял морским министерством.
26 августа 1856 г. начались испытания по установки мины под надводный корабль. Испытания прошли неудачно. Подводная лодка затонула, экипаж выбрался на поверхность и был подобран шлюпкой с корабля обеспечителя.
Затонувшую подводную лодку удалось поднять 18 февраля 1857 года.
По результатам испытаний, лодку признали не удовлетворяющей условиям заключенного контракта:
— на 1,5 метра подводная лодка погружалась 25 минут;
— при глубине 2,5 м, в подводную лодку начинала поступать вода, а выходившие на поверхность пузырьки воздуха демаскировали подводную лодку;
— не была обеспечена контрактная глубина погружения;
— сил матросов, обеспечивавших движение подводной лодки, хватало на 17 минут, за это время подводная лодка проходила всего 1 кабельтов, что делало ее совершенно бесполезной в боевых условиях;
Бауэру было предложено разработать перечень замечаний и принять меры к их устранению. После этого, предлагалось продолжить испытания подводной лодки в 1858 году.
Но Бауэр обвинил членов комиссии в интригах, потребовал права личного распоряжения деньгами на ремонт и устранения замечаний, но перечень работ составлять отказался.
Переговоры с Бауэром зашли в тупик и 25 февраля 1858 года был уволен со службы по Морскому ведомству и убыл на родину.
22 мая 1858 года, подводная лодка была отдана под расписку механику Бауэра. О дальнейшей ее судьбе сведений нет.
Глубина погружения по первоначальному заявлению Бауэра составляла 150 футов, но в 1858 году Бауэр заявил, что подводная лодка может погружаться на глубину не более 50 футов (15 м). Интересно, знали ли на адмиралы, что Бауэру уже отказали другие страны, когда позволили ему строить свою лодку за казенный счет? Мало того, было выполнено его требование о присвоении звания подводного инженера и зачислении на службу в Морское ведомство.Итак, в мае 1855 года началось строительство подводной лодки. Летом 1855 г. был назначен командир (заведующий) подводной лодки, им стал мичман Павел Павлович Крузенштерн. Павел Павлович Крузенштерн родился в Ревеле 7 августа 1834 года. Его дедом был Иван Федорович Крузенштерн, который первым в истории Русского Флота совершил кругосветное плавание. Уже в 15 лет П.П. Крузенштерн, совершил плавание на шхуне «Ермак», под командой своего отца. В 16 лет совершил переход в Петропавловск Камчатский на военном транспорте «Двина». Во время Крымской войны, сражался с английским флотом у крепости Або. Прославился как полярный исследователь. На шхуне «Ермак», летом 1860 года, П.П.Крузенштерн исследовал устье реки Печора. В 1862 году возглавил экспедицию в Карское море для исследований, «имеющих важность не для одних гидрографических и морских метеорологических наблюдений, но и для цели торговой, именно достижением морем устья реки Енисей». После экспедиции П.П. Крузенштерн служил на Балтийском флоте. Затем судьба забросила его на Аральское море. Здесь он и заболел: Север напоминал о себе тяжелым ревматизмом. Спасая пароход «Самарканд», который потерпел аварию в Сыр-Дарье, Павел Павлович работал по пояс в воде вместе с матросами 17 суток. Пароход был спасен, но здоровье Крузенштерна пошатнулось непоправимо. Жизнь его оборвалась в 37 лет 08.08.1871 года. П.П. Крузенштерн командовал подводной лодкой во время строительства, затем его сменил лейтенант Николай Андреевич Федорович, который и занимался испытаниями подводной лодки, начавшимися в Кронштадте 26 мая 1856 г. Николай Андреевич Федорович, один из немногих энтузиастов подводного плавания, родился в 1827 г. Окончил Морской кадетский корпус в 1844 г. Служил на Балтийском море на кораблях «Лефорт», «Орел», «Россия», «Владимир», «Фершампенуаз», «Полтава», фрегате «Прозерпина» и бриге «Полинур». В 1846 г. был произведен в мичманы, а в 1851 г. — в лейтенанты. В Крымскую войну 1854 г.- 1855 годов, на корабле «Прохор», участвовал в защите крепости Свеаборга от Англо-Французской эскадры. В 1856 году, служа в отряде гребной флотилии, защищавшей Кронштадт, принимал участие в опытах с подводной лодкой Лейб-гвардии саперного батальона капитана Горна, затем с мая по октябрь 1856 года, командовал подводной лодкой Бауера. Разработал свой проект подводной лодки, который был отклонен Морским министерством. Окончил службу в 1879 г. в звании контр-адмирал. Скончался Н.А. Федорович 24-го июля 1891 г., на 64-м году жизни. На испытаниях,26 мая, подводная лодка Бауэра совершила шесть пробных погружений. Во время погружений на подводной лодке находились сам изобретатель, лейтенант П. А. Федорович и 10 матросов. На испытаниях присутствовал великий князь Константин Николаевич, который в то время управлял морским министерством. 26 августа 1856 г. начались испытания по установки мины под надводный корабль. Испытания прошли неудачно. Подводная лодка затонула, экипаж выбрался на поверхность и был подобран шлюпкой с корабля обеспечителя. Затонувшую подводную лодку удалось поднять 18 февраля 1857 года. По результатам испытаний, лодку признали не удовлетворяющей условиям заключенного контракта: — на 1,5 метра подводная лодка погружалась 25 минут; — при глубине 2,5 м, в подводную лодку начинала поступать вода, а выходившие на поверхность пузырьки воздуха демаскировали подводную лодку; — не была обеспечена контрактная глубина погружения; — сил матросов, обеспечивавших движение подводной лодки, хватало на 17 минут, за это время подводная лодка проходила всего 1 кабельтов, что делало ее совершенно бесполезной в боевых условиях; Бауэру было предложено разработать перечень замечаний и принять меры к их устранению. После этого, предлагалось продолжить испытания подводной лодки в 1858 году. Но Бауэр обвинил членов комиссии в интригах, потребовал права личного распоряжения деньгами на ремонт и устранения замечаний, но перечень работ составлять отказался. Переговоры с Бауэром зашли в тупик и 25 февраля 1858 года был уволен со службы по Морскому ведомству и убыл на родину. 22 мая 1858 года, подводная лодка была отдана под расписку механику Бауэра. О дальнейшей ее судьбе сведений нет.

 С началом Крымской войны, возникла острая необходимость улучшения обороны приморских крепостей на Балтийском море. Военный инженер штабс-капитан Оттомар (Константин) Борисович Герн, предложил усилить оборону Ревеля активными элементами, используя для этого «подводный брандер» — подводную лодку. Предполагалось, что подводная лодка скрытно подойдет к кораблю противника, прикрепит к днищу заряд, отойдет на безопасное расстояние и взорвет его.
Оттомар (Константин) Борисович Герн родился 16 ноября 1827 года в Витебской губернии Княжества Польского Российской империи. Оттомар (Константин) Борисович Герн происходил из старинного дворянского рода, берущего свое начало от ротмистра Павла Герна (1688).
В 1841 году, Герн поступил в Главное инженерное училище, в 1844 году перешел в офицерские классы. Его учителем был барон Тотлебен. 3 сентября 1846 г., Герн, выпускается на службу в Инженерный корпус с переводом в гвардию (прапорщиком в л.-гв. Саперный батальон). Одновременно, Герна прикомандировывают к Главному инженерному училищу, где он припадает фортификацию. Герн был талантливым инженером и обладал предпринимательской жилкой. Кроме проектирования подводной лодки, он с Тотлебеном убедил Юза купить Концессию на постройку железоделательного завода в Донецком бассейне. При совершении сделки, «кинул» Тотлебена и лишился его поддержки. После этого, работы по строительству подводных лодок конструкции Герна, были прекращены.
1 января 1869 г. Герн получил звание генерал-майора и был назначен членом Технического комитета Главного инженерного управления. В этой должности состоял до своей смерти 9 ноября 1882 года. Похоронен в Новодевичьем монастыре в Москве.
Первоначально, на казенные деньги, была построена деревянная лодка. Экипаж планировался из четырех человек. На подводную лодку Грина получили назначения: матросы: Шаров, Артамонов, Волгин и Андреев.
Испытания, прошедшие 5 сентября 1954 года, выявили не герметичность корпуса. Комиссия рекомендовала построить подводную лодку с металлическим корпусом. Детали с деревянного варианта, демонтировали и доставили в Петербург. В Петербурге началось строительство второго варианта подводной лодки Герна. Надзор за строительством осуществлял П, И. Крузенштерн.
Командование над экипажем принял Н.А.Федорович. На испытаниях обнаружилось сильное поступление воды в корпус, и было принято решение продолжить доработку лодки.Герн переработал проект, и 1863 году было закончено строительство третьего варианта подводной лодки. В испытаниях ПЛ №3 участвовали: унтер офицер 2 класса Владимир Окулов, матросы 1 статьи Иван Карякин, Андрей Афонин, Иван Чурков. На третьем проекте решили установить газовый двигатель, построенный по проекту Петрашевского, но сложности в эксплуатации двигателя, заставили отказаться от него и снова использовать мускульную силу матросов. Испытания третьего варианта подводной лодки Герна, прошли в Колпинском пруду. Подводная лодка показала хорошую управляемость, уверенно держала по компасу заданное направление. В результате испытаний, корпус оказался герметичен, лодка хорошо управлялась, но скорость была очень мала. Предполагаемая к поставке на подводную лодку мина, оказалась весьма ненадежной.
Т.е. для придания боевых качеств Подводной лодки, нужно было оснастить ее двигателем и усовершенствовать минное оружие. Узнав, что во Франции проходят испытания подводной лодки с пневматическим двигателем. О.Б.Герн отправляется туда, и принимает участие в ее испытаниях.
Находясь во Франции, Герн заказал у парижских фирм несколько экспериментальных двигателей. Ознакомившись с французскими разработками, Герн по собственной инициативе разработал проект ПЛ № 4. В четвертой подводной лодке, он попытался учесть свои ошибки и опыт французских конструкторов. Постройка ее была завершена в 1867 году. Появился двигатель с возможностью работы как паровая машина и пневматический двигатель. В надводном положении он работал как паровая машина, топливом служили дрова или древесный уголь, отработавший пар и газы уходили в атмосферу. В подводном положении в герметизированной топке сжигались обогащенные кислородом брикеты или скипидар. Отработавшие газы и пар отводились за борт. По расчетам О.Б.Герна топлива должно было хватать на 5 часов хода под водой, а сжатого воздуха — всего на милю. Испытания проходили в Итальянском пруду Кронштадтского порта в течение 9 лет. В результате испытаний, выяснилось, что подводная лодка хорошо управлялась, но не получилось сделать герметичной топку, поэтому при погружении, отработанные газы поступали в отсек.
В 1876 году, военно-инженерное ведомство теряет интерес к проекту, многие связывают это с рухнувшими отношениями с Тотлебеном, который поддерживал проекты Герна.
С началом Крымской войны, возникла острая необходимость улучшения обороны приморских крепостей на Балтийском море. Военный инженер штабс-капитан Оттомар (Константин) Борисович Герн, предложил усилить оборону Ревеля активными элементами, используя для этого «подводный брандер» — подводную лодку. Предполагалось, что подводная лодка скрытно подойдет к кораблю противника, прикрепит к днищу заряд, отойдет на безопасное расстояние и взорвет его. Оттомар (Константин) Борисович Герн родился 16 ноября 1827 года в Витебской губернии Княжества Польского Российской империи. Оттомар (Константин) Борисович Герн происходил из старинного дворянского рода, берущего свое начало от ротмистра Павла Герна (1688). В 1841 году, Герн поступил в Главное инженерное училище, в 1844 году перешел в офицерские классы. Его учителем был барон Тотлебен. 3 сентября 1846 г., Герн, выпускается на службу в Инженерный корпус с переводом в гвардию (прапорщиком в л.-гв. Саперный батальон). Одновременно, Герна прикомандировывают к Главному инженерному училищу, где он припадает фортификацию. Герн был талантливым инженером и обладал предпринимательской жилкой. Кроме проектирования подводной лодки, он с Тотлебеном убедил Юза купить Концессию на постройку железоделательного завода в Донецком бассейне. При совершении сделки, «кинул» Тотлебена и лишился его поддержки. После этого, работы по строительству подводных лодок конструкции Герна, были прекращены. 1 января 1869 г. Герн получил звание генерал-майора и был назначен членом Технического комитета Главного инженерного управления. В этой должности состоял до своей смерти 9 ноября 1882 года. Похоронен в Новодевичьем монастыре в Москве. Первоначально, на казенные деньги, была построена деревянная лодка. Экипаж планировался из четырех человек. На подводную лодку Грина получили назначения: матросы: Шаров, Артамонов, Волгин и Андреев. Испытания, прошедшие 5 сентября 1954 года, выявили не герметичность корпуса. Комиссия рекомендовала построить подводную лодку с металлическим корпусом. Детали с деревянного варианта, демонтировали и доставили в Петербург. В Петербурге началось строительство второго варианта подводной лодки Герна. Надзор за строительством осуществлял П, И. Крузенштерн. Командование над экипажем принял Н.А.Федорович. На испытаниях обнаружилось сильное поступление воды в корпус, и было принято решение продолжить доработку лодки.Герн переработал проект, и 1863 году было закончено строительство третьего варианта подводной лодки. В испытаниях ПЛ №3 участвовали: унтер офицер 2 класса Владимир Окулов, матросы 1 статьи Иван Карякин, Андрей Афонин, Иван Чурков. На третьем проекте решили установить газовый двигатель, построенный по проекту Петрашевского, но сложности в эксплуатации двигателя, заставили отказаться от него и снова использовать мускульную силу матросов. Испытания третьего варианта подводной лодки Герна, прошли в Колпинском пруду. Подводная лодка показала хорошую управляемость, уверенно держала по компасу заданное направление. В результате испытаний, корпус оказался герметичен, лодка хорошо управлялась, но скорость была очень мала. Предполагаемая к поставке на подводную лодку мина, оказалась весьма ненадежной. Т.е. для придания боевых качеств Подводной лодки, нужно было оснастить ее двигателем и усовершенствовать минное оружие. Узнав, что во Франции проходят испытания подводной лодки с пневматическим двигателем. О.Б.Герн отправляется туда, и принимает участие в ее испытаниях. Находясь во Франции, Герн заказал у парижских фирм несколько экспериментальных двигателей. Ознакомившись с французскими разработками, Герн по собственной инициативе разработал проект ПЛ № 4. В четвертой подводной лодке, он попытался учесть свои ошибки и опыт французских конструкторов. Постройка ее была завершена в 1867 году. Появился двигатель с возможностью работы как паровая машина и пневматический двигатель. В надводном положении он работал как паровая машина, топливом служили дрова или древесный уголь, отработавший пар и газы уходили в атмосферу. В подводном положении в герметизированной топке сжигались обогащенные кислородом брикеты или скипидар. Отработавшие газы и пар отводились за борт. По расчетам О.Б.Герна топлива должно было хватать на 5 часов хода под водой, а сжатого воздуха — всего на милю. Испытания проходили в Итальянском пруду Кронштадтского порта в течение 9 лет. В результате испытаний, выяснилось, что подводная лодка хорошо управлялась, но не получилось сделать герметичной топку, поэтому при погружении, отработанные газы поступали в отсек. В 1876 году, военно-инженерное ведомство теряет интерес к проекту, многие связывают это с рухнувшими отношениями с Тотлебеном, который поддерживал проекты Герна.

Следующим этапом развития подводного флота России стала подводная лодка Ивана Федоровича Александровского.
Как и предыдущие конструкторы, Александровский не имел никакого отношения к Флоту. Он был художником и фотографом.
Иван Федорович Александровский родился в 1817, в Митаве Курляндской губернии, ныне Елгава, Латвия, в семье мелкого чиновника.
В 1837 году, И.Ф. Александровский принял участие в выставке в Петербурге. За пейзажи, выставленные на выставке, получил звание «неклассного художника», это позволило ему работать преподавателем рисования и черчения сначала в Митаве, затем в частной гимназии в Петербурге. И.Ф. Александровский, кроме рисования увлекался изобретательством. В 1854 году, он запатентовал стереоскопический фотографический аппарат и открыл собственное фотоателье в Санкт Петербурге. Он был настолько популярным, что в 1859 году становится первым придворным фотографом. Кроме подводной лодки, Александровский изобрел самоходную торпеду, мягкие понтоны для подъема судов.
В 1862 году, Александровский совместно с профессором Гельсингфорсского университета С.И. Барановским, предложил проект подводной лодки. 14 июня 1863 года морским Ученым комитетом проект Александровского был одобрен, однако средств на постройку подводной лодки у Морского министерства не было. Однако Александровский смог добиться получения 140 тыс. рублей на осуществление проекта и 8 июля 1865 года подводную лодку спустили на воду.На подводной лодке был установлен воздушный двигатель, запаса сжатого воздуха должно было хватить на 30 миль плавания. Первый раз подводная лодка погрузилась 19 июня 1866г. в Средней гавани Кронштадта. Участвовать в погружении согласился только мастер завода Макферсона – Ватсон. Ватсон и Александровский с трудом справились с механизмами подводной лодки. Это послужило причиной авария, после чего лодку поставили в ремонт.
Следующим этапом развития подводного флота России стала подводная лодка Ивана Федоровича Александровского. Как и предыдущие конструкторы, Александровский не имел никакого отношения к Флоту. Он был художником и фотографом. Иван Федорович Александровский родился в 1817, в Митаве Курляндской губернии, ныне Елгава, Латвия, в семье мелкого чиновника. В 1837 году, И.Ф. Александровский принял участие в выставке в Петербурге. За пейзажи, выставленные на выставке, получил звание «неклассного художника», это позволило ему работать преподавателем рисования и черчения сначала в Митаве, затем в частной гимназии в Петербурге. И.Ф. Александровский, кроме рисования увлекался изобретательством. В 1854 году, он запатентовал стереоскопический фотографический аппарат и открыл собственное фотоателье в Санкт Петербурге. Он был настолько популярным, что в 1859 году становится первым придворным фотографом. Кроме подводной лодки, Александровский изобрел самоходную торпеду, мягкие понтоны для подъема судов. В 1862 году, Александровский совместно с профессором Гельсингфорсского университета С.И. Барановским, предложил проект подводной лодки. 14 июня 1863 года морским Ученым комитетом проект Александровского был одобрен, однако средств на постройку подводной лодки у Морского министерства не было. Однако Александровский смог добиться получения 140 тыс. рублей на осуществление проекта и 8 июля 1865 года подводную лодку спустили на воду.На подводной лодке был установлен воздушный двигатель, запаса сжатого воздуха должно было хватить на 30 миль плавания. Первый раз подводная лодка погрузилась 19 июня 1866г. в Средней гавани Кронштадта. Участвовать в погружении согласился только мастер завода Макферсона – Ватсон. Ватсон и Александровский с трудом справились с механизмами подводной лодки. Это послужило причиной авария, после чего лодку поставили в ремонт.