Сижу в кресле у парикмахера. Разговариваем за жизнь. Вдруг мастер произносит фразу типа: "Сын-оболтус и лентяй, все нервы вымотал, учиться не хочет" и далее в таком духе. Опаньки, думаю, так это же моя тема в искусстве! Уши навострила, не побоявшись ножниц. "А ну-ка, - говорю, - поподробнее с этого места". У мамы наболело, она на меня всё и вывалила. А я слушатель благодарный.
Далее следует клиническая картина, известная каждому второму родителю. Сын - шестиклассник учится из-под палки. За ним глаз да глаз и тотальный контроль требуется. Тогда он что-то делает и на человека похож бывает. Чуть хватку ослабишь, человека не узнать, куда что девается, двойка на двойке сидит и двойкой погоняет. Да ещё не слушается, огрызается. Знакомо? Знаю, что знакомо.
Следующая фраза мамы: "Вот как подумаю, что приду с работы и надо уроки с ним делать, так тошно становится." Уроки с пацаном делают всей семьёй. У каждого взрослого своя зона ответственности по предметам. Взять на себя программу целиком никому здоровье не позволяет. Мало того. Бабушка любит, чтобы всё идеально в тетрадках было (что невозможно для этого мальчишки). В любви к идеальному получает сердечные приступы, так как её желания и возможности внука сильно расходятся. При этом в ходе "просвещения" оба друг на друга орут. Потом приходит мама с работы. Концерт продолжается. При этом маме жалко и сына, и бабушку. Мама между двух огней. Выбор невозможен, хоть из дома беги. Мама в глубоком внутреннем конфликте. Давление зашкаливает. Однажды вечером маме вызвали скорую. На вопрос доктора, что случилось, был ответ: "Не поверите, уроки с сыном делали". И самое неприятное - у мальчика после таких "занятий" может полить кровь из носа. Вот кому это надо???
Поскольку много лет варюсь среди детей, знаю, откуда у проблемы ноги растут. Задаю естественный (для меня) вопрос: "У невролога были?" Оказывается, когда-то давно были. "Что поставил?" "Гиперактивность". Что и требовалось доказать. Опыт не пропьёшь.
Дорогие родители, ни один ребёнок не стремится быть двоечником. Ни один ребёнок не стремится довести вас до нервного срыва и сердечного приступа нарочно. Ни один ребёнок не думает: "Вот я щас как затуплю специально с этой задачкой! Полюбуюсь, как предки задёргаются". Ребёнок не виноват. Виноват диагноз - СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Ещё его называют - гиперкинетическое расстройство. Не очень-то любят его ставить наши неврологи, поскольку лечить его в нашей стране толком никто не может. Но если вашему ребёнку всё же в карте написали "СДВГ", значит, диагноз явный и безошибочный: просто на лице написан.
СДВГ страдают около 15-20% детей (но, ещё раз говорю, не всем диагноз ставят). Это процент "двоечников". Подавляющее большинство - мальчики. В 2004 году психиатры мира признали СДВГ проблемой № 1 в сфере охраны детского психического здоровья. Это функциональное расстройство деятельности головного мозга. Имеет смысл задавать вопросы неврологу, когда вашему ребёнку стукнуло 4-5-6 лет, не раньше. Но самые явные проявления СДВГ вылезают, когда ребёнок идёт в школу, в первом классе и в самые первые же дни.
Возможные причины:
- гипертонус матки во время беременности мамы и отсюда гипоксия плода (мозг ребёнка страдает от нехватки кислорода);
- родовые травмы;
- кесарево сечение;
- приём антибиотиков беременной мамой или младенцем;
- курение матери во время беременности;
- низкий вес при рождении;
- незрелость плода (преждевременные роды);
- недостатки раннего развития (ребёнок не ползал в своё время или мало ползал);
- наследственность.
Проявления:
- сильная отвлекаемость;
- неспособность долго фокусировать внимание на чём-то одном;
- "витание в облаках";
- "я ему сто раз повторяю, а он не слышит";
- повышенная двигательная активность: ребёнок на месте не сидит, всё время куда-то несётся и скачет;
- инстинкт самосохранения отсутствует: лезет везде, набивает синяки и шишки, даже переломы случаются;
- импульсивность: нетерпеливость, рот не закрывается, ребёнок всё время шумит и галдит;
- поведение "клоуна";
- не слушается, всё время протестует;
- во время урока ходит по классу, не слушает учителя;
- отсутствует критичность: его легко "научить плохому";
- агрессивно-импульсивное поведение: может ударить, поддаётся на провокации, не просчитывает последствия.
Знакомо? Думаю, ещё как! Если не узнали своего ребёнка, узнали ребёнка кого-то из своих знакомых и родственников...
Тема обширная. Как с этим жить и справляться ребёнку и его родителям - в следующей статье.