Польские крылатые гусары являлись неким гибридом, сочетая в себе восточные и западные военные традиции. В целом, они походили больше на западных рыцарей. Да и вообще, их смело можно называть польским рыцарством - именно они, как и тяжеловооруженные рыцари на Западе, долгое время составляли основу войска. Лишь после 1630-х годов, когда на полях сражений огнестрельное оружие все стремительнее завоевывало господство, в польской армии значительно сократили количество тяжелых гусар. Но и тогда они составляли около 30% от общей численности. Их расцвет пришелся на вторую половину XVI - начало XVII в. Мощный натиск многочисленной тяжелой гусарии решил исход не одной славной битвы...
Подписывайтесь на телеграм-канал - t.me/battlez
Атаки польских гусар представляли собой грозную силу. И дело даже не в ударной мощи, а в психологическом давлении на противника. Даже рядовые гусары обладали впечатляющей внешне экипировкой, которая просто не могла не оказывать деморализующего эффекта на врагов, встречающих атаку гусарии. Многие авторы, кстати, даже кавалерийский натиск с пиками наперевес считают бравадой, когда речь заходит о пиках польской гусарии. Полое древко пики, значительно облегчавшее оружие, было малоэффективно против закованных в латный доспех воинов. После битвы при Диршау (польский Тчев) в 1627 году, очевидцы сообщали, что пика неспособна пробить шведский нагрудник: они (пики) ломаются, не нанося противнику серьезного урона. От польской пики, в отличии от европейского рыцарского копья, ожидалось, что она сломается. Если первой атакой не удалось опрокинуть противника, обратив его в бегство. Гусары могли отступить за второй эшелон, чтоб подготовиться к новой атаке. Кавалеристы с уцелевшими пиками выходили в первые ряды и снова шли в бой. Предполагалось проведение нескольких последовательных атак, покуда позиции врага не пошатнутся. Так в битве при Клушино (1610), по словам гусара Маскевича, некоторые роты атаковали по 8-10 раз! В 1629 году гусария атаковала шведов 4 раза под Гужно, но была вынуждена отступить.
При этом польские гусары могли выполнять задачи кирасирских полков. Бросая уцелевшие пики после первой атаки, гусары брались за сабли, подвешенные за темляки к запястью. Помимо сабли, каждый воин имел при себе кончар, либо, крайне редко, - булаву или польский клевец. Кончар был заменой сломанной пики, его длинный клинок позволял колоть убегающего противника. Существует расхожее заблуждение, что гусары, благодаря длине кавалерийских пик, успешно противостояли вражеским пикинерам. Единственным подтверждением служит битва при Кирхольме (1605), в которой польские гусары атаковали строй шведских пикинеров и обратили их в бегство. Стоит отметить, что это была плохо обученная и еще хуже вооруженная обычная пехота.