Найти в Дзене
Кот Бродского

Интервью: феминистки о «Рассказе служанки»

Оглавление

В апреле 2017 года интернет увидел сериал «Рассказ служанки» − экранизацию в десяти эпизодах одноименного романа-дистопии Маргарет Этвуд. Сериал получил главные награды: «Эмми» («Лучший драматический сериал») и «Золотой глобус» («Лучший телевизионный сериал»). Руководитель Кота Бродского попыталась разобраться, отражает ли сериал (и книга) проблемы современной женщины.

кадр из сериала «Рассказ служанки»
кадр из сериала «Рассказ служанки»

Дисклеймер: в материале содержатся инвективная лексика и радикальные суждения. Строго 18+

И кино и литература не обязаны пропагандировать мораль и навязывать правила жизни, но человек, прочитавший Диккенса, не выстрелит в другого. А человек, прочитавший или посмотревший «Рассказ служанки», скорее всего, не станет абьюзером (абьюз – насилие над близким человеком, прим. Кота).

Сериал мы с парнем посмотрели случайно − включили наугад на зимних каникулах. Конечно, в его пользу сыграли престижные награды, но особых ожиданий мы не строили. Кажется, на шестой серии я плакала. А на восьмой мой парень повернулся ко мне и сказал: «Нам давно нужно было посмотреть этот сериал». И не потому, что мой парень абьюзер, а я жертва − просто «Рассказ» стал для нас точкой невозврата на пути к пониманию проблемы, о которой говорить неприятно и больно. Мы можем быть против феминитивов «авторка-редакторка», однако закрывать глаза на события последних лет всё сложнее. Вспомнить только теги #янебоюсьсказать и #этонеповодубить.

кадр из сериала «Рассказ служанки»
кадр из сериала «Рассказ служанки»

Абьюз − это моя личная интерпретация. Роман Маргарет Этвуд, который лёг в основу сериала, вскрывает табуированные нарывы на теле общества, о которых сегодня говорит вслух мировое фем-сообщество. «Место женщины на кухне!», «Секс только после свадьбы!», «Только шлюхи носят юбки выше колен!», «Не родила − не женщина!». Если эта песня вам знакома, читайте и смотрите «Рассказ служанки». Если нет, всё равно читайте и смотрите, желательно, вместе с близким человеком.

Сюжет построен в духе романа-антиутопии: в войне прогрессивного человечества и приверженцев традиционных устоев победили последние. Весь мир рушится − женщины перестали рожать живых детей, прирост человеческого населения стал катастрофически низким, а гонка за быстрым технологическим прогрессом сделала планету бесплодной. Бесплодие − сквозная метафора всего произведения. Новая, чтущая традиции республика Галаад, поставила цель вырастить здоровое и счастливое поколение, однако женщина − это не человек. В лучшем случае − плодоносная утроба. В худшем − слуга своего мужа и хозяина.

У вас внутри ничего не ёкнуло?

Специально для той части аудитории, что не верит в буку под кроватью двадцать первого века − женскую эмансипацию, я взяла комментарий у трёх девушек, активно участвующих в движении феминисток. Почему смотреть этот сериал (и читать книгу) так больно? Существует ли рецепт, позволяющий выжить в мире, где правит патриархат и мизогония? Что делать, чтобы такого мира никогда не случилось? И почему он всё-таки случился с героинями этого произведения?

Я предложила девушкам высказаться о мире, где женщин лишили возможности зарабатывать, читать, высказывать собственное мнение. Единственная задача − рожать детей (если можешь) и вести домашнее хозяйство. За непослушание − ссылка в ад или расстрел.

Ольга Карчевская, журналист, участница проекта «Феминологи», Владивосток:

«Как выжить в таком мире: по-моему, главная героиня всё делает правильно. С одной стороны, она старается максимально приспособиться к ситуации: не лезть на рожон там, где последствия слишком велики (где могут вырвать глаз или отрезать руку), с другой − она использует все возможности сохранить человеческое достоинство и человечность: заводит любовника, участвует в сопротивлении (рискует), заводит двойные отношения с Фредом, чтобы иметь возможность читать журналы и видеть людей (подругу в борделе). И она не оставляет надежды на борьбу. Не оставляет надежды «надрать задницу этим засранцам» и увидеть мужа и дочь (в отличие от книги, в сериале «Рассказ служанки» есть надежда, прим. Кота).

Чтобы такого мира не случилось, нужно строить общество на принципах равенства, гуманизма, наукосообразности (без магического мышления, в том числе религии). И точно не нужно сращивать государство и церковь. К патриархату стоит относиться так же, как к фашизму (чем он по сути дела и является).

Почему случился? Потому что патриархат существует. И если его не тормозить, он будет принимать всё более уродливые формы, потому что пристрастие к власти − это прогрессирующая зависимость, она не прекращается сама и не останавливается на каком-то одном уровне».

кадр из сериала «Рассказ служанки»
кадр из сериала «Рассказ служанки»

Каролина Акохова, студентка, участница проекта «Феминологи», Владивосток:

«В идеально выгодных условиях не находится никто. Конечно, женщины фактически страдают больше всех. Но никто не счастлив в этом мире (в мире произведения Маргарет Этвуд, прим. Кота), ведь даже сам командор не может заниматься любовью со своей женой, хотя они оба этого хотят. 

Что значит «выжить» в данном случае? Служанки, которые смогли родить, живы ведь. Грубо говоря, достаточно быть способной к деторождению, хех. Одна из служанок, кстати, говорила, что живёт не так уж плохо, ведь её даже не бьют, в отличие от условий прежней жизни. 

Но выжить и жить счастливо, по моему мнению, в таком мире невозможно. Только бежать. 

Последние два вопроса вызывают у меня затруднения. Я сама пока пытаюсь понять, как же эта «секта» пришла к власти (не исключено, что проглядела что-то). Скорее всего, они двигали идеи о высокоморальном и чистом обществе и обсыпали народ верой во всеобщее благо. 

Такое не происходит по щелчку пальцев, явно были какие-то предпосылки, к которым героини не относились серьёзно или были равнодушны, а потом стало слишком поздно. Чтобы такого не произошло, стоит отойти от жизни по принципу «моя хата с краю».

Хотелось бы ещё отметить один момент, который вызвал у меня интерес: в одной из серий в доме Командора был приём иностранных гостей, и его жене был задан вопрос: могла ли она, будучи однажды сторонницей фем-движения, представить себе нынешнюю реальность. Она не сразу отвечает (наверно, не может найти подходящих слов для удовлетворительного ответа). Не представляю, какое противостояние идёт внутри неё.»

кадр из сериала «Рассказ служанки»
кадр из сериала «Рассказ служанки»

Александра Корабельникова, проджект-менеджер геймдев-студии EggNut, Красноярск:

«Хочу начать с того, что из абзаца «Женщину лишили возможности зарабатывать, читать, высказывать собственное мнение. Единственная задача − рожать детей (если можешь) и вести домашнее хозяйство. За непослушание − ссылка в ад или расстрел» на данный момент только последняя строчка неактуальна, и то не во всех странах.

Самое страшное в сериале и в книге то, что ты смотришь на абсолютно точное изображение ада и хтони, через которые проходят женщины в современной России. Нас называют шлюхами, лишают права на аборт, то есть забирают абсолютное человеческое право распоряжаться своим телом так, как мы хотим. Если нас насилуют, то мы сами виноваты.

В сериале особенно здорово показали во флешбеках, что такая ситуация не взялась из ниоткуда, а всё шло к ссылке в ад и расстрелу очень долго. Мизогиния процветает, она не контролируется государством, а, наоборот − усугубляется его политикой: «Больше детей − больше денег, а значит, предназначение женщин − рожать».

Этот мир случился с героинями, потому что он сейчас и с нами происходит. Это не доведение до абсурда, это легитимизация социального договора, который действует и сейчас.

Как выжить в этом мире, и как его не допустить. Бороться. Говорить вслух, кричать за тех, чьи голоса замалчиваются, писать такие книги, снимать такие сериалы, выигрывать за них награды. Собираться с теми, кто это видит, выходить на улицы, защищать свои права. Делать все, на что хватает душевных и физических сил, чтобы мы не оказались там, где находятся героини книги и сериала. Для кого-то это репосты на стене, кто-то достаточно смел, чтобы выйти на улицу, но достаточно просто перестать обвинять жертву насилия, поддержать свою сестру и подругу в сложный момент, перестать использовать слова «шкура», «шлюха» и «тёлка». Стараться окружить себя людьми, которые приносят тебе комфорт и поддержку, а не втаптывают тебя глубже в эту грязь.»

В апреле 2018 года стриминговый сервис Hulu выпустит второй сезон сериал, действие которого будет разворачиваться отдельно от романа Этвуд.