Найти тему
жж: major fon skripka

Самые известные утопии

Каждому историческому периоду присущи определенные мечты и иллюзии, направляющие государственных и общественных деятелей на трансформацию существующей социальной действительности. Мечты каждого периода также формируются под влиянием того географического места, где они появляются.

В связи с этим рассмотрим наиболее известные утопические проекты Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Т. Мор представил свой проект идеального государства в произведении «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». С появления этого труда словом «Утопия» начали обозначать все последующие аналогичные произведения. По замечанию С.А. Шишулькина «Утопия» Т. Мора это было не руководство к действию, в котором намечались конкретные пути претворения идеального строя в жизнь. Это была игра воображения, страстная мечта о счастье, воплотившаяся в поэтическом образе о затерянном острове в океане. Эту мысль подтверждают и слова мыслителя: «в утопической республике имеется очень много такого, чего я более желаю в наших государствах, нежели ожидаю» .

Мор не только подробно изображает идеальное государство, но и критикует современные общественно-политические порядки. Так, Мора не устраивают: статусы рабочих, смертная казнь, произвол властей и духовенства.

Идеальное государство, по мнению Мора, должно находиться под управлением «мудрого» монарха, но в тоже время являться демократичным. Частная собственность и эксплуатация в любом виде должны быть неприемлемыми. В отличие от общественных мечтаний о «золотом веке» и «стране изобилия» в «Утопии» труд является обязательным для всех, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен.

Кадр из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".
Кадр из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".

Обязательность труда для всех является основной характеристикой идеального государства и у Т. Кампанеллы. Мечты о социальном равенстве пронизывают весь текст «Города Солнца» и порой доводят до абсурдных идей о том, что звезды определяют предназначение человека и пр.

«Каждый гражданин, – пишет Кампанелла, – должен в равной степени заниматься как сельским хозяйством, так и военным делом. Знать свое дело должен каждый, ибо знание в этом городе считается почетным. Каждый работает в соответствии со своими природными талантами, чтобы работа была эффективна и работник был ей доволен <…> Так как должность каждого определяется с детства сообразно с расположением и сочетанием звезд, наблюдавшихся при его рождении, то благодаря этому все, работая каждый в соответствии со своими природными склонностями, исполняют свои обязанности как следует и с удовольствием, так как для всякого они естественны. Это одинаково относится как к военному делу, так и ко всякого рода другим занятиям».

Иллюстрация Ю. Селиверстова к книге Т. Кампанеллы «Город Солнца».
Иллюстрация Ю. Селиверстова к книге Т. Кампанеллы «Город Солнца».

Управляет и координирует деятельность граждан священник, именуемый Метафизик или Солнце, к которому предъявляются следующие требования:

1) от 35 лет;

2) должен знать: метафизику, богословие, историю, обычаи, обряды, законы всех народов, все республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремесел, строение и историю неба, физику, математику, астрологию;

3) быть ознакомлен: со всеми ремеслами, языками (в городе Солнца много профессиональных переводчиков).

При этом главная должность в государстве несменяема до тех пор, пока Солнце не передаст ее добровольно – тому, кто окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению.

В один год с «Городом солнца» Кампанеллы Ф. Бэкон создал свой проект идеального мироустройства – «Новая Атлантида».

Обращаясь к исследователю творчества Бэкона Л.Л. Субботину, приведем его анализ утопического проекта английского философа. «В «Новой Атлантиде», – указывает Л.Л. Субботин, – обсуждаются принципы уже не столько устройства идеального государства, сколько создание такого общества, которое бы способствовало процветанию науки и техники. Утопию Бэкона не отличает ни глубина социальной мысли, ни широта политических горизонтов. «Общественный строй, изображенный в утопии Бэкона, есть лишь идеализация английской абсолютной монархии времен Бэкона. Мы узнаем в нем и королевскую власть, и парламент, и церковь, занимающую важное место в жизни государства, и чиновничество различных степеней и рангов». Утопией «Новую Атлантиду» делает не воплощенная в ней программа политического преобразования общества. Утопией ее делает проект государственной политики по отношению к науке. Главный институт Бенсалема, утопического острова в Атлантическом океане, – орден «Дом Соломона» – научно-технический центр, мозг страны, и вся жизнь в Бенсалеме, кажется, подчинена интересам его успешного функционирования.

«Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона
«Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона

По существу вся повесть нужна Бэкону, чтобы изложить проект новой всегосударственной организации науки».

В конце 17 в. начинается постепенное разрушение традиционного общества. Сначала философы задаются вопросом о границах между деспотией и разумным правлением, что подрывает традиционный авторитет государя. Английский философ Джон Локк и французский философ Шарль Монтескье предложили принцип разделения властей и систему сдержек и противовесов, что указывала на необходимость ограничить влияние властного субъекта другими. Так в своем первоначальном виде, возникла, по мнению Льва Гудкова "идея личной ответственности индивида за свою жизнь и жизнь своих сограждан и имманентного социального порядка, не привнесенного извне, не установленного божественной волей, а позитивного порядка, вырастающего из взаимодействия людей между собой, договорного, конвенционального, согласованного и поддерживаемого всеми участниками".

Анализируя процесс разрушения традиционного мира, Гудков продолжает: "традиция теряет свою силу, все подвергается сомнению, требует оправдания, доказательства своего соответствия критериям "разума" и "просвещения". Этот процесс рационализации, или, как его называл немецкий социолог Макс Вебер, процесс "расколдовывания мира", затрагивает не только общественные отношения, но и представления о природе, в том числе и человеческой природе, психологии.....возникает потребность в истолковании собственной, индивидуальной, частной жизни человека, оказавшегося лишенной божественной предопределенности и обусловленности. Начинаются поиски смысла субъективного существования, а тем самым появляется и идея личной "биографии" как воображаемой истории целостной, завершенной жизни. Презумпция полноты значения жизни исходит из того, что человек сам ответственен за свои дела, а смерть – лишь финальный аккорд, придающий законченность жизненному сюжету".

Отныне мечта приобрела смысл, ее осуществление стало возможным, зависящим лишь от силы воли и способности человека к ее осуществлению. Более того, произошла идеализация мечты как стремления улучшить, изменить свою жизнь.

Однако, "чем сложнее и многообразнее становится общественная и политическая жизнь, тем слабее оказываются связи отдельного индивида с каждым из прежних институтов (абсолютной властью государя или сеньора, церковным приходом, территориальной общиной) и тем относительно свободнее становится сам человек, но одновременно тем сильнее проявляется потребность в универсальных правилах регулирования поведения, символах и ценностях, объединяющих людей в общество".

Таким образом, с одной стороны каждый индивид получил право мечтать фактически о чем угодно: любом социальном статусе, положении, роли и т.д. и воплощать свою мечту в выбранном направлении. Никто больше не диктовал ему чего он хочет и кем он должен стать, теперь каждый получил возможность выбрать свой жизненный путь самостоятельно. Такая свобода стала пугающей, человек не был готов взять на себя столь большую ответственность, привычка жить в четко заданных рамках, когда ответственность была минимальной, а подчинение максимальным оказались для индивидов более желанными, чем практически безграничная свобода.

Поэтому в большинстве случаев мечты были не столько индивидуальны, сколько коллективными, ретранслируя требования социума, господствующие стереотипы, моду и пр.

Если до к. 17 в. утописты не верили или сомневались в осуществлении своей мечты (Платон изначально веривший в возможность создания идеального государства, позднее признал, что ошибался, равно как и Т. Мор, который крайне осторожно рассуждал на тему претворения своего проекта в жизнь). Как отмечает С.А. Шишулькин, «творцы классической утопии чаще всего сами ясно осознавали принципиальное отличие идеала от реальных целей и не позволяли себе дерзости уверений в необходимости его буквального претворения в жизнь».

Представителя французского просвещения 18 в. развивали идею о том, что барьеры между реальным и желаемым миром, между миром, каким он есть и каким должен быть можно и нужно преодолевать.

К. Ясперс анализируя творчество французских просветителей пришел к следующему выводу: «Теперь были созданы предпосылки, благодаря которым стала действительностью мысль, что с помощью человеческого разума можно не принимать существование человека таким, как оно сложилось, а планомерно изменять его, превратив в такое, каким оно действительно должно быть. Французская революция была событием, примера которому история не знала. Рассматриваемая как начало такого времени, когда человек, руководствуясь принципами разума, сам будет определять свою судьбу, французская революция пробудила в сознании самых выдающихся людей Европы восторженное воодушевление».

К наиболее значимым проектам, отразившим мечты государственных и общественных деятелей 18-20 вв, относятся:

1) «Год 2440» Мерсье (1770);
2) «Эскиз исторической картины развития человеческого ума» Кондорсэ (1794);
3) «Новости ниоткуда» Вильяма Морриса (1890);
4) «Взгляд назад» Эдварда Беллами (1887);
5) «Путешественник из Альтрурии» У.Д. Хоуэлса (1894) и другие.

Анализируя эволюцию утопического мышления, мы можем выявить те ключевые черты, которые характерны для большинства утопий разных стран и периодов.

1. «Объектом исследования утопии является воображаемая, но не фантастическая, а идеальная реальность, какой она должна быть с точки зрения утописта. И здесь мы должны отметить почти маниакальную страсть теоретиков утопии, которые с непререкаемым тоном возмещают миру осветившую их истину. В этом мы видим религиозные корни утопии - в озарении свыше».

2. Утопии по своей сути являлись мечтами об идеальном состоянии общества. И в этом смысле они связаны с более древними мечтами о «золотом веке» и «стране изобилия».

3. Утопия в своем развития прошла несколько этапов:

1) мифологический, «когда человек создает фантастические, сказочные картины мира, что в целом является свойством зарождающегося сознания. В этот этап также можно включить и т.н. народные утопии, формирующиеся на основе обыденной жизни, которая несла с собой множество проблем, и вместе с тем многие реальные связи между явлениями и процессами оставались скрытыми от человека. Обыденная жизнь подталкивала на путь создания иллюзорных, в том числе и утопических, конструкций»;

2) теоретико-рациональный («конструирование счастливого состояния человечества происходит на основе теоретической рефлексии путем рационального полагания идеального бытия в ином, несуществующем мире, но с чертами мира реального (например, Т. Мор, Т. Кампанелла, Бэкон и др.» );

3) практический этап (утопию формируются таким образом, чтобы в дальнейшем проект об идеальном мироустройстве мог воплотиться в реальность).

Список источников.

1. Шишулькин С.А. Онтологические и гносеологические основания социальной утопии автореф. ... канд. филос. наук Магнитогорск, 2004.
2. Кампанелла Т. Город солнца. – Режим доступа:
http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt, свободный.
3. Субботин Л.Л. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии. – Режим доступа:
http://krotov.info/lib_sec/02_b/baek/on_1_005.htm, свободный.
4. Гудков Л.Разрушительная сила единственно верных идей // Вокруг света № 12, декабрь 2011. С. 103-112
5. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.- 527 с.