Данн Кэтрин "Любовь гика"
Главные герои романа Ал и Лил Биневски — владельцы бродячего цирка; они сознательно решают сделать своих детей «особыми» и привлечь публику демонстрацией их уродств. При помощи больших доз мышьяка, кокаина, амфетаминов и прочих сильнодействующих веществ, которые Лил принимает во время беременности, они производят на свет пятерых дивных и пугающих «причудок» — так они именуют собственных отпрысков.
Самый старший, Артуро, рождается с ластами вместо рук и ног — с детства он выступает в аквариуме в амплуа «Водного мальчика», а еще он обладает особой способностью подчинять души людей своей воле. Сиамские близняшки Электра и Ифигения (Элли и Ифи) — красавицы и одаренные музыкантши. Рассказчица Оли (Олимпия) — сплошное разочарование для семьи: всего лишь горбатая и лысая карлица-альбинос с доброй душой. Ну, и наконец, самый младший, золотоволосый и нежный Цыпа (продукт дорогостоящей радиевой диеты), выглядит обманчиво нормальным, но в нем таятся силы столь же целительные, сколь и гибельные.
Ал и Лил горячо любят своих «причудок» и пытаются создать для них идеально теплую, комфортную и поддерживающую среду, однако это не может уберечь детей Биневски от смертельного (в буквальном смысле слова) соперничества, от зависти и вражды, помноженных на жгучую — на грани патологии — взаимную любовь. Данн мастерски раскрывает темные бездны, таящиеся за фасадом «счастливой семейной жизни», — ревность сиблингов, слепоту родителей и глубочайшее отчуждение, разделяющее даже самых близких (даже физически неразделимых) людей.
Среди восторженных фанатов «Любви гика» Курт Кобейн с Кортни Лав, режиссер Терри Гиллиам, основатель группы Red Hot Chili Peppers Фли, модельер Жан-Поль Готье и, конечно, Тим Бертон, неоднократно отмечавший, что корни его эстетики следует искать именно в романе Данн. Впрочем, поклонников «Любви гика» немало и за пределами круга знаменитостей: на одном только сайте Goodreads этой книге выставлено более сорока пяти тысяч оценок, а в фанатских сообществах поклонники до сих пор публикуют свои иллюстрации к роману и спорят об идеальном кастинге для возможной экранизации. За годы, прошедшие с первого издания, «Любовь гика» стала своеобразным паролем, по которому люди безошибочно узнают «своих» (об этом упоминает каждый второй автор отзывов). Эта книга, которую до сих пор обсуждают, любят и ненавидят.
Слово «гик», вынесенное на обложку, может ввести в заблуждение, но Данн употребляет его в первоначальном, вышедшем сегодня из употребления значении. Гиками в старых бродячих цирках называли людей, симулировавших агрессию, безумие и на глазах у публики откусывавших головы живым курицам. Впрочем, здесь его следует понимать скорее в смысле «урод, психопат и безумец».
Эта книга о семье, ужасах детства, относительности нормы и сектантстве.