Очень часто люди формируют свое мнение о великих людях средневековья, опираясь на сказки или легенды, при этом, даже не пытаясь разобраться, насколько правдива эта информация.
Здесь пойдет речь о персонаже, который тем или иным образом известен каждому. Кто-то знает его как Жиля де Лаваля, барона де Рэ, сподвижника Жанны д'Арк в Столетней войне. Большинству барон известен, как Синяя Борода – герой одной из сказок Шарля Перро, прославившийся тем, что убил каждую из своих многочисленных жен за непослушание.
На самом деле, он был личностью неординарной. В каких-то моментах его можно даже назвать великим, а в памяти потомков он остался как женоубийца с бородой черно-синего цвета. И никто даже не попытался оправдать его в глазах последующих поколений, установив истину. По какой причине все сложилось именно так? Оказывается, вся история жизни барона де Рэ не так проста и однозначна, как может показаться поначалу.
В момент, когда оборвалась жизнь Жиля де Лаваля стал осенний неприметный день 26 октября 1440 года. В городе Нанте, на самой его центральной площади все уже было готово к ужасной казни. Барона вывели перед толпой, зачитали огромный список его бесчеловечных преступлений. Ему вменялось убийство детей (а не женщин, как сказано в легенде), алхимические опыты, связь с дьяволом.
Бедолагу казнили путем подвешивания над гигантским костром, а после, уже бездыханное и обожженное до неузнаваемости тело барона было провезено по всем улицам Нанта. Позорнее смерти в те времена и придумать было нельзя. Но хоронили его, что удивительно, со всеми полагающимися его титулу почестями, во дворе одного из монастырей при большом скоплении местной знати.
Что же предшествовало таким печальным событиям? Почему поначалу де Рэ прославился, как мужчина, который губит всех женщин, ставших его женами, а казнен был и вовсе как еретик? Для того чтобы понять это, нужно проследовать по всему его жизненному пути.
Соратник Жанны д'Арк
Жиль де Лаваль рожден в 1404 году. Для родителей он был долгожданным и желанным первенцем, поэтому они старались дать ему как можно больше. К одиннадцати годам мальчуган владел в совершенстве несколькими языками, а также очень много читал. Но по достижению мальчиком этого возраста в его семье произошла трагедия – умер отец.
Мать горевала недолго и вскоре вновь вышла замуж. Жиля отдали на воспитание деду по отцовской линии. Здесь также воспитанию юного барона уделяли большое внимание, он научился превосходно фехтовать, также одним из его больших увлечений стала соколиная охота. В возрасте 16 лет юноша уже женился на представительнице знатного и богатого рода Катрин де Туар.
На тот момент Столетняя война была в самом разгаре. Жиль не мог остаться в стороне, он пошел воевать, и занял сторону Карла VII. Но вовсе не потому, что разделял его убеждения, а потому, что именно Карл был единственным законным наследником французского трона. Немаловажную роль сыграло и то, что одним из предводителей войска Карла была именитая уже к тому моменту Жанна д'Арк. Девушка произвела на де Лаваля сильнейшее впечатление, он настолько был покорен ее силой и волей, что поклялся служить ей до самого конца.
После того, как войско Орлеанской девы заняло Реймс, и Карл получил заветную корону, Жилю был положен чин маршала Франции. Но после этого войско Жанны потерпело сокрушительное поражение, а сама дева была пленена и казнена. Однако Жиль до самого конца не оставлял попыток спасти Жанну д'Арк, до дня казни он придумывал планы спасения и не оставлял попыток организовать побег французской воительнице.
Кто он: воин, алхимик, балагур?
С гибелью Орлеанской девы жизнь де Лаваля, казалось, потеряла всякий смысл. Он решает покинуть королевский двор и укрывается в своем родовом поместье. С собой он взял священника, и в его компании проводил различные алхимические опыты, среди аристократии в то время это было модным. Со временем он решил, что живет крайне скучно, и начал устраивать пиры и широкие охоты, куда приглашал всех, кто жил в округе.
Конечно, такой образ жизни не мог не сказаться на размере кошелька барона. Как только денег становилось совсем мало, он продавал принадлежащие ему угодья: поля, леса, и даже замки. Большинство из них скупили знатные соседи, среди которых были епископ Нантский, герцогский казначей Жоффруа Феррон и сам герцог Бретонский. Однако договор предусматривал такой пункт: если Жиль пожелает выкупить свою собственность обратно, то сможет это сделать в любой момент, и никто ему не вправе отказать.
Именно этот пункт смущал новых владельцев всего того, что раньше принадлежало де Лавалю. И тогда было решено избавиться от Жиля. Но как это сделать? Ведь его замок полон воинов, да и сам барон был не промах и вполне мог дать достойный отпор. Для этого нужно обвинить его в том. За что следует смертная казнь. И чтобы король не мог вмешаться. То есть судить Жиля де Лаваля должна Святая Инквизиция.
Суд
На самом деле, барон де Рэ мог бы избежать казни, если бы не был так самонадеян. Он безо всяких пререканий явился в суд по первому вызову, и совершенно не воспользовался своим правом быть неподвластным для всех судов Нанта, кроме церковного, а обвинение содержало в себе единственный церковный пункт, где говорилось об оскорблении представителя церкви. Барон и на самом деле как-то побил посла казначея герцога, когда тот прибыл к нему за бумагами.
Остальные обвинения были нелепыми и бессвязными, и от них легко можно было откреститься, однако, уверенный в том, что суд будет на его стороне, де Рэ подчинился аресту.
Он не выдержал пыток и признался во всех пунктах обвинения, был признан еретиком и вероотступником, детоубийцей и алхимиком, и приговорен к казни. Почему же де Рэ согласился на церковный суд, хотя мог и предположить его последствия? Он боялся отлучения от церкви, как и все люди того времени.
Подписывайтесь на наш канал и мы будем радовать самыми интересными статьями!