Жанр фильмов ужасов, в которых основной эффект достигается не сложными психологическими трюками, а обилием насилия и жестокости.
Удивительная особенность слэшеров заключается в том, что зритель сопереживает убийцам, а не их жертвам. Объясняется это двумя словами - глубина проработки. В каждой новой части жертвы меняются, а маньяк остаётся прежним. У жертв нет предыстории, они появляются на экране только для того, чтобы их убил главный «герой». Исключение составляет личный враг маньяка - как правило, это девушка, которая появляется ещё в первой части, единственная из компании выживает и даже побеждает убийцу в конце фильма. Такие героини, как правило, появляются ещё в нескольких последующих фильмах, чтобы вновь столкнуться с маньяком.
Началось всё в 1960 году, когда на экраны вышел фильм «Психо» Альфреда Хичкока. Настоящим слэшером этот фильм ещё не был, но заложил основы жанра и стал образцом для подражания на годы вперёд. Годом настоящего рождения жанра можно считать 1974-й - тогда выходит «Техасская резня бензопилой». Молодёжная компания, которая нарвалась на неприятности, яркий образ главного злодея, особо жестокие убийства - фильм соответствовал всем критериям рождавшегося жанра.
Через 4 года Джон Карпентер выпускает «Хэллоуин» о безумном Майкле Майерсе (на фото - он, в детстве), который накануне Дня всех святых наводит ужас на городок Хэддонфилд. Фильм, к чести Карпентера, был в разы сложнее и качественней, чем многие последующие слэшеры. Именно «Хэллоуин» окончательно собрал воедино жанр - Майкл Майерс был нечеловечески силён и вынослив, практически бессмертен, а последней выжившей оказывалась самая правильная и сообразительная.
Новый виток происходит в 1980 году - охотиться на подростков выходит Джейсон Вурхиз в хоккейной маске. «Пятница, 13» Шона Каннингема вводит новый фон для слэшеров - удалённые летние лагеря, а заодно заполняет жанр штампами: распутные подростки, трусливые мачо и полное отсутствие инстинкта сохранения и логики у жертв. Именно после «Пятницы» слэшеры начинают выпускать один за одним (и при этом один глупее другого) - например, в 1983 году 60% всех кассовых сборов пришлось именно на этот жанр. Это сказывается на качестве - и новоделы, и уже существующие серии переходят в категорию B.
Последним культовым слэшером «Золотого века» становится «Кошмар на улице Вязов» 1984 года, снятый Уэсом Крейвеном. Фредди Крюгер, главный антагонист серии, на голову обходит своих коллег по цеху, поскольку представляет собой абсолютное зло, он не человек - лишь злой дух, жаждущий крови, даже убивать жертв Фредди предпочитает, проникая в их сны. А потом жанр ждало стремительное падение.
К 1990-му году свет увидели: восемь фильмов «Пятница, 13», пять «Хэллоуинов», три «Бензопилы» и пять «Кошмаров на улице Вязов». Зритель откровенно устал от слэшеров, и даже хорошая «Детская игра» про куклу Чаки уже не вызвала былого интереса. Ситуацию попытался исправить всё тот же Уэс Крейвен: в 96-м он снял фильм, перевернувший с ног на голову жанр. «Крик» рассказывал о группе подростков, увлекающихся фильмами ужасов, на которых начинает охоту таинственный убийца. С одной стороны, фильм высмеивал все штампы слэшеров, с другой - оставался весьма типичным их представителем.
А на сегодняшний день жанр фактически мёртв. И вряд ли у него есть серьёзные шансы восстать из могилы, подобно Джейсону Вурхизу - наиболее близка к слэшерам популярная серия «Пила», которая, тем не менее, всё-таки не относится к этому жанру. Классические слэшеры подарили нам целый пласт массовой культуры, а её злодеи ушли в народ. Возможно, в буквальном смысле - посмотрите, не стоит ли за окном Майкл Майерс?
Автор: Денис Божинский