27го выйдет 5й том пятикнижия Incerto — «Своя шкура на кону. Скрытые асимметрии в повседневной жизни» — вошедший во все топ-рейтинги самых ожидаемых междисциплинарных книг 2018 г.
Пропустить эту уникальную книгу — было бы большой ошибкой. Прочитать, а уж тем более, понять ее — это немалый труд.
Одни считают Талеба в числе самых важных современных мыслителей, гением и новым пророком, античной фигурой средиземноморской цивилизации.
Другие — ругачим балаболом, пиарящим себя многословным пересказом чужих идей, банальностей и анекдотов на темы, в которых он сам мало что понимает.
Талеб отвечает своим оппонентам наотмашь, называя их Интеллектуальными Идиотами, переквалифицировавшимися из астрологов в экономисты, из трепачей в психологов, а из грабителей в банкиры… И все потому, что они не желают поставить на кон свою собственную шкуру.
Так что же такое — эта своя шкура на кону? И о какой асимметрии идет речь в заглавии книги? Почему это, в конце концов, столь важно, чтобы писать об этом целое пятикнижие?
Коротко (для столь сложных тем это означает несколько десятков страниц) об этом рассказывается в предыдущем томе пятикнижия — «Антихрупкость» (см. книгу VII — Этика хрупкости и антихрупкости, главу 23 — Своя шкура на кону: антихрупкость и опциональность за чужой счет).
Ну а в 5м томе пятикнижья, уже на 300 страницах, все разложено по полочкам.
Напомню, что базовые тезиси новейшего завета Талеба, примерно, такие.
— Да, Бог существует. Но он совсем не такой, каким мы его представляли. Он называется неопределенность.
— И мир, где царит этот Бог, тоже совсем не такой, каким мы его представляли. Вероятность редких событий в этом мире просто не вычислима. А количество таких явлений (от наводнений до финансовых кризисов) огромно. И поэтому не нужно стремиться предсказывать будущее, а следует быть… антихрупким.
— Антихрупкость — это свойство всех естественных (и сложных) систем (людей, компаний, государств и т.д.), позволяющее в условиях неопределенности, не просто выжить, но и стать сильнее.
— Человечество находится в плену советско-гарвардского заблуждения — ненаучной завышенной оценки пределов научного познания. Из-за этого заблуждения большинство людей являются наивными рационалистами, верящими, что причины, по которым происходят события всегда познаваемы.
— Но самая опасная проблема современности — это пагубный перенос хрупкости и антихрупкости с одной группы людей на другую; в итоге одни извлекают выгоду, а другие ни за что вынуждены мириться с потерями (хотя они ничего и не делали).
Одни (бюрократы, политики, консультанты, различного рода анализирующие и предсказывающие «эксперты») — не ставят на кон свою шкуру. Они извлекают выгоду, перенося вред на других и обладая скрытыми опционами за чужой счет.
Другие (граждане, бизнесмены, активисты) — ставят свою шкуру на кон, принимая риски и негативные последствия на себя.
Третьи — ставят на кон свою шкуру, но ради других (святые, воины, пророки, диссиденты, революционеры), принимая риск за других и создавая универсальные ценности.
Из-за этой асимметрии и из-за этого переноса рисков пропасть между этическим и законным все время расширяется… а мир балансирует на грани глобальной катастрофы.
Этот четырехзвенный переход:
✔️ от технических наблюдений некоторых негауссовых феноменов,
✔️ к обобщению нашего восприятия действительности и того, как формируются знания,
✔️ а потом к методологии знания и роли индуктивного мышления,
✔️ и, наконец, к выходу всего вышеназванного на вопросы этики,
— и есть, по тонкому замечанию Бранко Милановича, уникальная по важности «Система Талеба», идущая от эмпирики к этике, что делает ее автора одним из самых значимых мыслителей современности.
PS Если сложно со временем и с английским, рекомендую этот краткий конспект «Антихрупкости» , где все сильно короче (в пределах часа чтения), но основное сказано.
_________________________
Хотите читать подобные публикации? Подписывайтесь на мой канал вТелеграме, Medium, Яндекс-Дзене
Считаете, что это стоит прочесть и другим? Дайте им об этом знать, кликнув на иконку “понравилось”.