Найти в Дзене
КиноПсихиатрия

Белый лебедь Тодоровского

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Российский драматический фильм режиссёра Валерия Тодоровского. Премьера состоялась в мае 2017 года. Номинирован на премию «Золотой орел» в семи категориях, получил ее за лучший сценарий. История восхождения молодой провинциальной девушки на сцену Большого театра благодаря своей наставнице. ИЗ АНАМНЕЗА
Валерий Тодоровский – удивительный режиссер. Фильм о балете, да еще классическом, да еще звездном, снимать сложно. Не каждая актриса может быть балериной, и не каждая танцовщица обладает актерским талантом. Валерий Тодоровский 4 года снимал этот фильм, задействовав в нем 70 профессиональных артистов балета, и отдав главные роли звездам балета. Многие сравнивают эту картину с «Черным лебедем» Арофонски, мне же ближе давний фильм Эмиля Лотяну о знаменитой Анне Павловой.
Фильм Тодоровского выходил в то время, когда Большой театр сотрясали скандалы. Это и кислота в глаза художественному руководителю Сергею Филину, и подготовка гей-балета о Нурееве… Многие критики, да и пр

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ: ФИЛЬМ «БОЛЬШОЙ»

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Российский драматический фильм режиссёра Валерия Тодоровского. Премьера состоялась в мае 2017 года. Номинирован на премию «Золотой орел» в семи категориях, получил ее за лучший сценарий. История восхождения молодой провинциальной девушки на сцену Большого театра благодаря своей наставнице.

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

ИЗ АНАМНЕЗА

Валерий Тодоровский – удивительный режиссер. Фильм о балете, да еще классическом, да еще звездном, снимать сложно. Не каждая актриса может быть балериной, и не каждая танцовщица обладает актерским талантом. Валерий Тодоровский 4 года снимал этот фильм, задействовав в нем 70 профессиональных артистов балета, и отдав главные роли звездам балета. Многие сравнивают эту картину с «Черным лебедем» Арофонски, мне же ближе давний фильм Эмиля Лотяну о знаменитой Анне Павловой.

Фильм Тодоровского выходил в то время, когда Большой театр сотрясали скандалы. Это и кислота в глаза художественному руководителю Сергею Филину, и подготовка гей-балета о Нурееве… Многие критики, да и просто обыватели предвкушали увидеть грязное нутро легендарного театра, по типу металлических шариков на полу, о которых ломает ноги звезда мюзикла из фильма «Шоугелз». Сбылись ли ожидания любителей чернухи? Ведь Тодоровский начинал свой творческий путь как раз снимая маргинальные проявления жизни, всяческие ее девиации («Катафалк», «Подмосковные вечера», «Страна глухих», «Тиски», «Мой сводный брат Франкенштейн»).

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

ДИАГНОСТИКА

«Большой» - удивительно поэтичный и светлый фильм, продолжающий традиции «Стиляг» и «Оттепели». К нему можно предъявить много претензий, и в первую очередь именно к сценарию, отмеченному премией. У этой истории явно сериальное дыхание, и она, втиснутая в прокрустово ложе проката, стала рваной и нелогичной. Куда, например, пропал молодой человек, любовь главной героини Ольшанской? А что случилось с похищением сережек, в котором обвинили Ольшанскую? Из-за воровства ее изгоняют из училища, но потом благополучно забывают об этом? Сериальный ритм эпизодов провинциального Шахтерска с молодой героиней – они однообразны и утяжеляют всю историю. А вот эпизоды, связанные не с училищем, а уже самим Большим театром – скомканы.

Но это ворчание пресыщенного сноба. Атмосфера балета, изнуряющий труд во имя высокой мечты – все это в точных и оригинальных деталях. Хороши наши примы, что Маргарита Симонова, что Анна Исаева, но над всем актерским ансамблем возвышается Алиса Фрейндлих, затмевая всех. Может быть, стоило бы ее немного смикшировать, потому что основной драматургический узел все же связан не с ней. В грядущей сериальной версии, возможно, мы это и увидим.

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

С точки зрения психиатра можно по-разному оценивать финальный поступок Карины, вернувшей сопернице-Юле главную роль Одетты. Может быть, это истерический надлом, уязвленное самолюбие, мазохизм, или, напротив, утонченный садизм, верующий в крушение неподготовленной Юли? Но мотивы тут не так важны, как поступок. Он благороден.

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

ЭПИКРИЗ

Самое главное, что есть в этом фильме, пуповинно соединяющее нас с романтизмом и светлынью гениального мира Чайковского – это вера в торжество мечты. Вера в великое предназначение искусства, в доброту, которая еще может существовать в нашем безумном мире. Спасибо всем его сотворителям!

Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания, от +5 до -5): +3

Пси-Индекс (охраны психического здоровья, от +5 до -5):): +3

Птицы
1138 интересуются