Итак, стандартные жалобы: "нет откликов, меня по возрасту не берут, сверх-квалификация, я точно подхожу, а не не перезвонили".
После одной лекции ко мне постучалось много, очень много соискателей. Я консультирую, но не так часто, так как я работаю директором по маркетингу в крупной компании. Но что удивило, при солидной выборке все, именно все обращались с одними тем же запросом, а проблема и причина их долгого поиска работы была совсем в другом. И консультация на ходу перестраивалась. Люди не видят свои проблемы со стороны. Особенно, если не так часто меняли работу. Или, если далеки от маркетинга, продвижения и digital. А сейчас другой мир, другие технологии.
Первое. Каждый третий, даже трудоустроенный, хотел бросать всё и начинать в новой профессии. Даже если зарплата меньше, потому что "нет сил там больше работать, скучно, бесперспективно" , - особенно те, кто работает на одном месте 10-15 лет. Запросы шли и от 30-ти и от 50-летних: "что сделать, чтобы быстро чему - то интересному научиться, как понять, что будет востребовано из того, что мне интересно".
Люди не ходят на конференции/форумы, не понимают тренды, с трудом разбираются в digital технологиях, нигде не обмениваются опытом, не состоят в проф сообществах в сети, и не понимают, какие возможности в рамках их профессии. Мне по профессии и должности положено бывать на форумах, конференциях, семинарах. Я читаю лекции, провожу мастер классы, тренинги, это позволяет все время быть в информационном поле, ты слышишь выступления других, горизонт и кругозор расширяется. Потому прекрасно понимаешь, что может, к примеру, делать руководитель крупного отдела NN. Какие перспективы, возможности, пересечения с другими отраслями. В каких проектах нужно участвовать, а если и искать работу, то куда можно пойти и как себя преподнести, или, говоря языком маркетинга, " упаковать". У многих кандидатов много образований, уникальных компетенций, но человек сидит 10 лет руководителем крупного, но специфичного департамента, и так и преподносит себя в резюме, от которого так же веет " пылью и нафталином", потому, что иной слог, иные слова, названия, оформление и фото из паспорта. Конечно, его резюме даже не открывают.
Второе. Как мы уже обозначили выше -полнейшее неумение себя упаковать. Неумение прописать свою уникальность, или, на языке маркетинга - УТП ( уникальность торгового предложения). То, что структурным, умным, соискателям, особенно технических специальностей, кажется обычным, и потому вместо описания компетенция они указывают: "инженерные познания" или "структурен". При распаковке оказывается, что человек имеет сертификаты, что выстраивает сложные бизнес процессы, владеет уникальными инструментами в аналитике, внимателен к деталям, составлял и пролоббировал более 50 контрактов с западными компаниями, прорабатывал юридические и технические вещи . На моё удивление был ответ: " А что писать, это входит в обязанности, и так же понятно" .
Третье. Самая частая ошибка - мало собеседований. С одним директором разбираем не только резюме, но и как и что он говорит на собеседовании. Более менее все ок, с резюме разобрались. Спрашиваю, как часто он ходит на собеседования. Ответ - раз в 3 месяца. И всего за год было три! Так причина- не то, что вы не востребованы, а то, что собеседований просто мало, нет выборки! 10 -20-30-50 собеседовний - это нормальные цифры. Есть иллюзии, что собеседований должно быть 2-3. Но чем их больше, тем лучше ваше понимание о том, как проходить собеседование и что происходит в отрасли .
Далее самое главное - как сделать так, чтобы вас часто приглашали и вас "видели". Когда спрашиваю, умеете ли пользоваться HH.ru, мне все отвечают: "Да!" Сегодня поиск сотрудника и кандидата давно уже ведется со знаниями digital технологий, через составление поисковых многоуровневых запросов, через заполнение ключевых компетенций. То есть, резюме должно быть составлено правильно с т.з. описания опыта, образования, описания обязанностей, указания достижений. В нем нужно использовать больше глаголов, верных склонений. То есть, "сделал", "внедрил", а не " отвечал за"..., "поручали". Должно быть прописано ядро поисковых слов, словосочетаний, причем не только в тексте, но и в отмечаемых ключевых навыках. Иначе ваше резюме просто может не выйти после проставления поисковых фильтров hr-ом. Большинство не понимает, как поднимать резюме в поиске, в какое время, как настроить автопоиск (на это тоже все отвечают- "а у меня настроен"). Да, им приходят подходящие вакансии, те, что автоматически генерирует и присылает HH.ru. Вам же нужны вакансии, составленные с помощью многоуровневых запросов по всем подходящим параметрам ( все hr-ы это умеют, а соискатели не всегда). если всё правильно сделано, то вам приходит не 1- 5 вакансий, а 40-100 в день. Составила для соискателя запросы, показала как это делается, в итоге вышло 80 вакансий, которые ранее он даже не видел! А главное, не знал, как сегодня называется вакансия, на которую он претендует, и в поиске ставил старые не релевантные названия. Все технические моменты коротко не опишешь. Но, учите матчасть, соискатели. Вернее, дижитал- часть. Да простят меня карьерные консультанты, которые помогали порой соискателям составлять резюме, но ведь важно проверять все " точки касания клиента с предметом или поиском работы", как говорят маркетологи)) И помогать составлять не только резюме, а проходить по поисковым сайтам, обучать поисковым словам, навыкам составления запросам, объяснять как работает фильтр и как ищут кандидата сами руководители, на что обращают внимание, как ставят фильтры.
Четвертое: про статистику и исследование области, куда хотите идти работать, некое кабинетное исследование. К примеру, на вакансии в области маркетинга- рекламы-pr на одну вакансию в Москве hr-у приходит примерно 600-800 резюме. У меня много друзей- HR директоров, мы часто пересекаемся на конференциях. Я провела исследование, задав им несколько вопросов : " Когда и во сколько смотрите? Сколько и как смотрите резюме?" Ответ всех!- "Смотрим первые 50-100 резюме, и если есть подходящие 5-8 кандидатов, с ними встречаемся и далее выбираем финального". А, что если соискатель отправил резюме 500-м по счету, и вы - лучший? Увы, об этом никто не узнает. Потому что важно понимать как и во сколько открывают и смотрят резюме, как сделать так, чтобы резюме пришло в числе первых.
Еще важный момент: соотношение вакансий и резюме. От этого меняется стратегия поиска. Кликаете в поиске вакансии, смотрите количество вакансий по вашей позиции. далее ставите фильтр: резюме. И смотрите, сколько в вашем регионе с вашими пожеланиями по зарплате выходит резюме. Если вакансий гораздо больше, как к примеру, у главных бухгалтеров, то спокойно вывешиваем резюме и ждем, пока вас найдут. Одному знакомому главному бухгалтеру приходит в первые же 2-3 дня 20-30 приглашений на работу. А вот маркетологов гораздо больше, чем вакансий. И тут иная тактика. надо делать так, чтобы вас не было в общем потоке, то есть, выделиться. Как?- отдельный разговор.
Пятое. Это уже скорее, из курса бизнес школ про лидерство, бизнес коммуникации и психологию. Чаще касается руководителей. Обратился соискатель, бывший наемный директор западной компании. Компания покинула российский рынок и он ищет работу. Очень опытный, надежный, грамотный, два языка в активе. Не прошел подряд 3 финальных собеседования с собственником или генеральным в российских компаниях. Зарплата устраивала, должность тоже, только " вышестоящий руководитель , не все знал и понимал, я ему пытался объяснить, как надо все перестроить". Мужчина долго работал в западной компании, и во первых, он отвык устраиваться и подстраиваться. Во вторых, корпоративная культура российских и западных компаний отличается. Ему друг намекнул, что на собеседовании не нужно говорить о том, как "вот сейчас придем и всех построим". Не поверил. Я, чтобы он почувствовал ситуацию, привела один пример, и попросила понаблюдать, как сидят министры и собственники крупных корпораций на приеме у Президента. Попросила описать. Кандидат стал описывать: " На краюшке стула, в позиции подчиненного... и т.д." И тут же он рассмеялся и сказал, что не обращал внимание, что в российских компаниях, особенно государственных, иначе выстроена иерархия и друга культура. И вот таких, неверных взаимодействий при отличных профессиональных компетенциях, довольно много.
Шестое : про возраст, как говорить и что писать о больших перерывах, что можно приукрасить, что лучше не надо. Не всегда дело в возрсте и перерывах. Потому что у одних
в 48 лет много предложений, а другие в 35 мне говорят, что они старые.
L��!�