Раньше многие острова Невы имели два имени — русское имя и финское. По-фински Васильевский остров назывался «Хирви саари», то есть «Лосиный остров». Это и неудивительно, так как на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков, в этих местах располагались леса и болота. Это подтверждено топографическими картами того времени.
Диких птиц и зверей было в изобилии. Лоси были главными хозяевами этой местности.
Если с финским наименованием всё понятно, то с русским всё очень и очень сложно. С именем «Васильев остров» петербургские жители связывают различные городские легенды и фантазии. Существует, к примеру, версия, что на острове когда-то проживала рыбацкая семья некого Василия, а жену его звали Василисой. Ещё по одной версии, остров носит имя Васильевский в честь Василия Дмитриевича Кормчина, который командовал артиллерийской батареей на острове в первые дни основания Петербурга. И царь Пётр отправлял свои распоряжения "Василию — на остров". Эта версия невозможна, так как остров назывался Васильевым ещё до рождения Петербурга.
В сороковых годах девятнадцатого века в одном из новгородских монастырей была обнаружена старинная рукописная книга. В ней было записано, что уже в одна тысяча пятисотом году этот остров носил имя Васильев. Известно также, что в середине пятнадцатого века в районе Васильева острова имели собственные земли Василий Слезень по прозвищу губа, Василий Казимир, а, может быть, Казимер и Василий Ананьин. Вполне возможно, что Васильевский остров носит имя кого-нибудь из этих посадников.