Найти в Дзене

Мнение чемпиона России по автогонкам: «Количество неподготовленных людей с правами реально шокирует»

Так выразился мастер международного класса и чемпион России по автогонкам, а также руководитель школы водительского мастерства Александр Львов о том, каков сейчас уровень подготовки водителей. Об этом и о многом другом в нашем интервью.

Александр, вы в автоспорте с детства, а вот как пришла в голову идея сделать собственную школу вождения?

— Начиналось все в далекой юности. В то время мы еще выступали на трассе «Невское кольцо» в составе команды «Совавто-Санкт-Петербург». Тогда уже люди стали приходить на выступления не только моего отца, но и на мои тоже. Начали появляться первые персональные болельщики. И естественно, стали появляться люди, выражающие желание тоже научиться быстро ездить. Тогда сделать что-то подобное было сложнее, чем сейчас. Арендовать трассу «Невское кольцо» раз в неделю на три часа стоило достаточно приличных денег. Приглашали под это время некоторых своих учеников, но и сами не забывали тренироваться. На данный момент, с учетом наличия в Санкт-Петербурге более доступной трассы, появилась возможность проводить постоянные тренировки. Да, это автодром не европейского уровня, но есть зоны безопасности и трибуны, так что для локальных соревнований вполне подойдет.

Многие, кто приезжает на любительские соревнования, очень часто обращаются за помощью, чтобы улучшить свои гоночные показатели. Что касается контраварийной подготовки, то здесь основной поток интересующихся состоит из тех, кто предпочитает неспешную и аккуратную езду по городу, но понимает, что дополнительная подготовка никогда не помешает.

То есть коммерческая идея не была основной?

— На самом деле она и сейчас не слишком коммерческая. В основном занятия у нас строятся на индивидуальном подходе. Сначала мы проводим тестирование человека и строим обучение уже на основе тех навыков, которыми он обладает. Буквально одно-два занятия — и человек начинает уже куда лучше чувствовать автомобиль. Конечно, хочется сразу же ответить тем, кто считает, что, выходя из подобной школы, люди начинают ездить по городу боком и создавать опасность для других участников движения. Могу вас заверить, что те люди, которые оканчивают нашу школу, никогда не будут действовать подобным образом. Во-первых, адреналина, получаемого учениками на автодроме, им хватает с избытком, и никому уже не хочется лихачить в городе. Во-вторых, все понимают, что если ты ошибся на трассе, то, скорее всего, ничего серьезного не произойдет из-за широких зон безопасности, но в городе риск нанести ущерб автомобилю, а также жизни и здоровью гораздо выше.

Вы развиваете автодром «Санкт-Петербург» — по сути, единственный трек в Северной столице. Это очень большое преимущество проводить курсы вождения на гоночной трассе? Или на базе трека есть и другие школы?

— В городе есть основные три-четыре школы, которые этим занимаются. Однако полноценную контраварийную подготовку без хорошей площадки давать тяжело. Когда закрыли трассу «Невское кольцо», в Петербурге автоспорт умер. К примеру, раньше была еще площадка 100 на 200 метров на Крестовском острове, но там можно было разогнаться максимум до 50 км/ч, сделать маленькое упражнение и уже опасаться за сохранность автомобиля, чтобы не удариться о бордюр. Для нас же главное — дать человеку почувствовать автомобиль на реальных скоростях, сымитировать резкий объезд препятствия в реальных условиях.

Что движет людьми, которые к вам приходят? Они отдают себе отчет в том, что что-то не умеют?

— Само собой, есть рекламная сторона вопроса, которая объясняет пользу этих уроков. Зачастую людям, особенно мужчинам, тяжело признаться себе, что они умеют далеко не все. Тем более что люди привыкли без напряжения передвигаться от светофора к светофору. Очень часто опытные спортсмены-гонщики приводят своих жен, детей, а в дальнейшем информация о нас распространяется по сарафанному радио. К тому же многим просто начинает нравиться сам процесс обучения. К примеру, недавно у нас был расширенный тест-драйв одного из дилеров, где участвовали четыре разных марки, и многие приехали на своих полуспортивных автомобилях и были приятно удивлены, что у нас можно действительно использовать весь потенциал их машин.

-2

То есть люди, купившие дорогую мощную машину, со временем понимают, что не могут раскрыть ее потенциал, и приходят к вам?

— Просто катание по трассе у нас довольно бюджетное — 1000 рублей один час. Многие могут просто ехать мимо и увидеть нашу вывеску, заинтересоваться. Так, недавно к нам случайно заехали два парня на хорошем мощном Мерседесе. Спустя десять минут езды они приезжают и говорят, что их автомобиль явно не для трека. Я решил их покатать в гоночном стиле, но без фанатизма, и уже через два круга они были приятно удивлены, как много их машина может показать на гоночной трассе. Сразу после этого мы уже вели диалог о том, как им можно научиться такому же гоночному стилю вождения.

Многие, с кем приходилось заниматься обучением, впоследствии рекомендуют своим друзьям, те рекомендуют своим и так далее. Вот сейчас прошел хоккейный чемпионат мира, закончился футбольный чемпионат Европы, к нам приезжали известные хоккеисты и футболисты. Машины у них, сами понимаете, не самые простые. И многие просят показать, что и как нужно делать. Они прекрасно понимают, что лучше потратить час времени с профессиональным инструктором, чем в течение многих часов доходить до всего самому.

Подготовка водителей, которые к вам приходят, оставляет желать лучшего?

— Трудно сказать. Приходят разные люди. К нам даже привозят заниматься водителей различных спецслужб. Однако независимо от стажа вождения на многие вещи они начинают смотреть совсем по-новому. Мы ничего не придумываем, мы показываем абсолютно обычные вещи, чтобы человек понимал в каждой точке движения, что может происходить с машиной. К примеру, поворот направо в девяносто градусов — самый популярный в городе, и не задумываешься о том, насколько важна правильная «загрузка/разгрузка» машины при его проходе. И многие не понимают, что это значит, а ведь это основы гоночного вождения.

Или, к примеру, люди зимой на гололеде поворачивают с нажатым тормозом, а потом звонят мне и говорят, что у них что-то не так с управлением, не понимая, что так делать нельзя. Однажды у нас был клиент на самом крутом внедорожнике Mercedes со всеми системами безопасности, который считал, что никуда не «попадет» потому, что машина все исправит. Я показал ему пару ситуаций, где автомобиль просто разворачивало, так как системы могут «спасти» машину только на определенной скорости.

-3

С тренировками по вождению такая же ситуация, как и с любыми тренировками. К примеру, вы записались на какие-нибудь единоборства с мыслью, что гипотетически вам когда-нибудь может понадобиться самооборона. То же самое и с тренировками по контраварийному вождению. Только учитывайте, что на автомобиле вы ездите каждый день и вероятность непредвиденной ситуации гораздо выше.

Люди благодарят вас? То есть понимают, что без курсов они так бы и не научились водить?

— Несколько таких было. В основном люди уверены, что стали по-другому чувствовать машину и предугадывать опасные ситуации. Они уже по-своему проходят повороты, а не смотрят на впередиидущую машину, водитель которой, как им кажется, может ошибаться в выборе траектории или скорости.

Сколько требуется времени, чтобы понять, что ты научился водить?

— Во-первых, у каждого разный уровень водительского мастерства, плюс у каждого свое восприятие информации. Занятие у нас идет час, но оно очень активное. В конце часа голова уже начинает перегружаться и человек начинает ошибаться на ровном месте. Причем это проявляется даже у подготовленных водителей.

Для банального исправления самых простых водительских ошибок достаточно в общей сложности три часа, то есть три занятия. Уже в конце первого часа человек понимает, что и как ему нужно делать. Сначала едет клиент, потом по тому же маршруту едет инструктор и показывает правильное вождение. Бывают, конечно, очень сложные клиенты, но и у них на втором-третьем занятии уровень распознавания своих собственных ошибок уже гораздо выше.

-4

А вот гендерные различия реально очевидны? Или разница между тем, как водят мужчины и как водят женщины, невелика?

— Нет, не очевидны. Дело только в нюансах и психологических особенностях. На самом деле, к сожалению, мужчины просто очень тяжело признают свою водительскую несостоятельность. К тому же мужчины, в силу темперамента, гораздо активнее входят в процесс обучения. Девушки, например, подходят более обстоятельно.

Есть такое мнение, что уметь водить — это талант. Такой же, как уметь рисовать или петь. То есть какой-то простой технике может научиться любой, а вот именно чувствовать автомобиль дано не каждому. Это правда?

— Есть люди талантливые, которые поняли машину и сразу научились ехать. До других просто «доходит» чуть дольше, но это не значит, что они совсем не научатся водить. Мне всегда хочется, чтобы человек в конце часа обучения что-нибудь для себя почерпнул. Однако есть такие клиенты, которые вроде бы отлично проводят тренировку, а потом приходят через неделю и как будто бы ничего не помнят. Таким приходится вежливо отказывать, так как я не могу издеваться ни над собой, ни над человеком. При условии достаточного желания у человека точно все получится. Мы не учим сразу ездить боком по трассе, наоборот, показываем, как это доступно абсолютно каждому и совсем не сложно.

По поводу «гражданских» автошкол. Есть ли какие-то примеры, когда учат сразу неправильно и вам приходится переучивать?

— Вы же сами знаете ситуацию в автошколах. К сожалению, в автошколах инструктора на правом сиденье просто спят. Был такой случай с моей знакомой, когда преподаватель заснул. Для нее это был реально шок. Я не говорю, что так везде, — наверняка кто-то относится к своему делу профессионально. Но я более чем уверен, что больше половины инструкторов сами не смогут проехать быстро — у них понятие «тронулся-остановился». Они учат сдавать экзамены в ГАИ, а не водить машину.

Я сам учился в автошколе еще в СССР, причем уже умея водить автомобиль и выступая на соревнованиях. Когда сдавал, смотрел, кто со мной в группе — там из тридцати человек, кроме меня, был только еще один парень, который более или менее умел водить. Остальные же... непонятно было, когда они тронутся и где потом остановятся. С тех пор, когда хожу по дороге, оглядываюсь, потому что мне страшно. Количество людей, которые не подготовлены, но с правами, реально шокирует.

-5

Я, конечно, понимаю, что трогаться на эстакаде важно и нужно уметь, но поведению автомобиля на хорошей скорости тоже нужно обучать. А сейчас по большому счету никому ничего не надо.

В школах водительского мастерства преподавателям интересно, когда человек начинает что-то понимать. Потому что он может потом пойти развиваться дальше, принимая участие уже в соревнованиях. У нас на базе курсов вождения образовался гоночный класс на Жигулях и еще два класса на иномарках. Народ стал увлеченный. Не поверите, жены приезжают, говорят: муж изменился — перестал пить и смотреть футбол, весь в гонках, ему это нравится, а я за него не переживаю, потому что знаю, что он у вас на автодроме, а не где-то в баре.

На каком автомобиле учиться правильно ездить, нет никакой разницы. Техника пилотирования, так же как и законы физики, для всех автомобилей одинакова. Разница только в комфорте и скорости. Последний параметр становится важным, если водитель решит перейти на более высокий уровень обучения, например, чтобы участвовать в различных соревнованиях.

-6

Сейчас практикуется обучение вождению отдельно на автомобиле с механической КПП и на автомобиле с «автоматом». Как вы к этому относитесь? Не считаете, что это упрощает процесс и снижает навыки вождения тех, кто выбирает только «автомат»?

— Совершенно нет. Не понимаю тех, кто заставляет, например, своих детей учиться ездить на «механике», когда они этого не хотят. Автомобили с «автоматом» настолько проще и комфортнее, что человек как раз концентрируется именно на процессе безопасного вождения, а не учится трогаться и попадать в передачи, отвлекаясь от дороги, да еще на оживленном перекрестке.

В современном мире, когда уже даже Lada выпускается с «автоматом», я бы, наоборот, обучал в первую очередь езде на такой машине, а тех, кто хочет или кому надо, учил бы езде на автомобиле с «механикой».

Сейчас, наверное, уже нет ситуаций, когда неумение водить машину с «механикой» вызывает какие-то проблемы. Даже если ты остался без машины с «автоматом», в конце концов, есть такси или общественный транспорт, чтобы доехать до места назначения и решить вопросы.

Есть подготовка гоночная, а есть контраварийная. Они между собой чем-то различаются?

— Они различаются в первую очередь скоростью. Кроме того, когда человек приходит и говорит, что хочет научиться, условно, ездить в управляемом заносе, а на практике выясняется, что он даже поворачивать не умеет, то все равно приходится начинать с азов, то есть курсов именно контраварийных. Причем, естественно, есть разница между летними и зимними заездами. Это как бы первый и основной этап. Кому-то его хватает, а кто-то хочет развиваться дальше. Тогда начинается погоня за мастерством и лучшим временем круга. Потом начинается погоня за лучшим пилотом и его результатами. А там уже некая академичность заканчивается, и начинается работа головой — нужно предпринимать атаки, уметь обороняться, заставлять соперника ошибаться. От этого многие получают еще большее удовольствие. А потом начинается регулярное участие в соревнованиях. Так что приходите, это реально интересно.

Источник: Движок