Найти тему
Mankind

Франкенштейн, или современный Прометей

(1818) Классика готического романа от англичанки Мэри Шелли, один из ранних образцов фантастики в литературе.

История появления этого романа так прекрасна, что достойна отдельного упоминания: шёл холодный и мрачный 1816 год, когда из-за извержения вулкана Тамбора даже летом температура колебалась от отрицательной до нулевой. Компания молодых англичан - Мэри Шелли, поэт Перси Шелли, писатель Джон Полидори и Джордж Байрон - отправилась отдохнуть на Женевское озеро. Погода была настолько плохой, что они не стали выходить из дома и, чтобы как-то развлечься, решили придумать страшилки.

Джон Полидори тогда написал рассказ «Вампир», первое в истории художественное произведение, посвящённое кровопийцам, а Мэри Шелли во сне после разговоров на околонаучные темы увидела образ монстра Франкенштейна. Идея ей настолько понравилась, что она переработала её в полноценный роман, который увидел свет через 2 года.

Итак, о чём же рассказывала Шелли? Молодой учёный из Швейцарии Виктор Франкенштейн вместо того, чтобы науку изучать, увлекается алхимией. Он постигает работы алхимиков и находит способ творить жизнь. С помощью алхимии (именно алхимии, а не науки в целом и электричества в частности) Франкенштейн создаёт и оживляет чудовище. Вид его ужасен настолько, что Виктор сбегает из лаборатории. А созданный им монстр, тем временем, отправляется скитаться по свету в поисках своего назначения.

И вот тут начинается самое интересное. Мы уже говорили, что образ монстра, придуманный Universal, сильно отличается от книжного. Монстр Мэри Шелли - мятущийся интеллектуал! В своих странствиях он натыкается на поэму Джона Мильтона «Потерянный рай» и ожидаемо проводит параллели между собой и Люцифером - от обоих отвернулся создатель, оба были брошены, хотя хотели лишь внимания и признаний. Да, книжный монстр Франкенштейна любит рассуждать, ведёт долгие монологи о природе человека, о добре и зле, о границах допустимого, а не просто рычит и ходит с вытянутыми вперёд руками!

Закономерно, что ведёт себя чудовище, как обиженное дитя – сердится, постоянно грозит Франкенштейну, а когда его желания отказываются выполнять, свирепеет и начинает кровавую месть. Правда вот, современного читателя роман просто не может напугать – слишком неявен весь ужас того, что сделал Виктор, слишком сложна тема, которую поднимает Мэри Шелли. Экранный «Франкенштейн» - это история о неудавшемся научном эксперименте и о технике безопасности. Оригинал же спрашивает: есть ли у человека право так создавать новую жизнь? Какую ответственность он несёт за свои творения? Достаточно ли человек возвышен и силён духовно, чтобы взять на себя роль Создателя? Кто знает.

Автор: Денис Божинский