Подписывайтесь на Telegram-канал OSKELLY.
Демна Гвасалия — лицо сегодняшней моды. Его терпеть не могут возвышенные любители роскоши, зато миллениалы и fashion-критики в восторге. Мода еще никогда не была настолько пропитана иронией.
Демна Гвасалия — французский дизайнер грузинского происхождения с солидным реноме за плечами. Гвасалия родился в Грузии, а к восемнадцати годам он с семьей перебрался в немецкий Дюссельдорф и обучался там банковскому делу, чтобы затем бросить финансы и уехать в Бельгию, где он занимался модой в Королевской академии Антверпена.
В 2009 он получает работу в парижском Maison Margiela, а затем присоединяется к Louis Vuitton. Устав от ограничений, в 2014 Гвасалия и его брат Гурам создают марку Vetements. И вскоре журнал Marie Claire назовет его самым влиятельным человеком в моде.
1. VETEMENTS
С французского языка «vêtements» переводится как «одежда». Настолько обычное слово, что во французском Google надо еще постараться, чтобы найти эту марку. Не зря Демна Гвасалия однажды сказал, что быть невидимым в интернете — это его мечта. Характерно, что Vetements начинался как анонимный проект.
В каком-то смысле, именно невидимость, незаметность и блеклость — стратегия марки. Сегодня, когда повсюду за нами следят тысячи камер, когда наша деятельность в социальных сетях тут же становится всем известна, иногда хочется скрыться. Vetements использует это желание обывателей, чтобы обратиться к повседневности и что-нибудь из нее выловить.
Порой Vetements создает намеренно безликие образы, и это — своеобразный, очень отточенный ход. Его можно истолковать, как подрывной протест против мира моды, ведь иногда этот мир замыкается на безжизненных и много раз опробованных решениях, теряя связь с реальностью.
Носить Vetements, значит, протестовать и одновременно слиться с клерками или с жителями депрессивных кварталов. Vetements может позволить себе выпустить сентиментальные фартуки из бабушкиной клеенки и даже заставить вас их купить. Конечно, ограниченные тиражи только способствуют тому, что каждая новая коллекция Vetements быстро становится легендарной.
Бомберы и худи с длинными рукавами, толстовки с массивными плечами, как в американском футболе, платья с пайетками и в цветочек, — бескомпромиссный стиль и свободная игра воображения снискали этому дизайнеру мировую славу. Его показы с непрофессиональными моделями в невзрачных местах (вроде гей-клуба в парижском квартале Маре) наверняка войдут в историю моды.
2. BALENCIAGA
Неудивительно, что — когда Демна Гвасалия в 2016 стал главой модного дома Balenciaga — ему без труда удалось обновить старую респектабельную марку и привлечь к бренду всеобщее внимание с помощью своих узнаваемых выходок.
Balenciaga, осень/зима 2016-2017
Гвасалия умело балансирует между хайповым уличным стилем и классикой. Если в Vetements он может делать, что вздумается, то модный дом Balenciaga Гвасалия как бы использует для продвижения своих находок, чтобы сделать их более массовыми. Таким образом, иерархия брендов целиком переворачивается: новая марка Vetements — поле экспериментов (то есть главная инстанция, задающая тренд), а Balenciaga — марка для распространения лучших идей.
В коллекциях для Balenciaga Гвасалия становится значительно более лиричным. Конечно, он продолжает использовать неожиданные решения (например, кислотные туфли-чулки, резиновые башмаки или блузки со знаком доллара). Однако, в то же время он комбинирует такие провокации с особенным кроем, который свойственен модному дому, с твидовыми вещами или с нежными платьями (как это было весной 2017 года).
В каком-то смысле, к миру моды Гвасалия относится с легким пренебрежением. Когда его спросили о головокружительной цене на его толстовки (650 евро), Гвасалия ответил, что лично он "не настолько болен модой, чтобы платить такую сумму". И добавил: "Я предпочел бы съездить в отпуск. Отпуск — это важно".
Творческая деятельность Гвасалии в Balenciaga или Vetements — его способ показать изнанку модной индустрии, а также нашу уязвимость к ценникам. Неспроста на одной из его футболок красуется недвусмысленная надпись "You fuck'n asshole", которую можно перевести на русский как "Ты — чертов мудак". Настоящий манифест поколения!
3. НАИБОЛЕЕ ПРОВОКАЦИОННЫЕ ИДЕИ
Демна Гвасалия любит находить вдохновение в самых неожиданных вещах. Однажды он просто заново изобрел корпоративный стиль, создав футболки с лейблом DHL (крупнейшая компания по доставке грузов и почты). Футболка стоила около трехсот евро, так что все шутили, что проще устроиться в DHL, чтобы получить такую же бесплатно.
Дорожная сумка, которую модельер сделал для Balenciaga, невероятно похожа на классическую синюю сумку IKEA. Гвасалия наделен тонким чувством юмора, так что сопоставление IKEA и Balenciaga спровоцировало настоящий флешмоб. Появились сотни мемов и гифок. В игру включились работники IKEA, создав шутливую памятку, в которой перечислили характеристики оригинальной сумки:
— должна шуршать;
— вмещает полную хоккейную амуницию и несколько кирпичей;
— можно пачкать;
— можно мыть садовым шлангом;
— стоит около одного доллара США.
Знаменитая клеенка с показа Vetements. Когда Гвасалия придумывает очередную провокацию, каждый раз все говорят: "Ну, это уже слишком!" Будьте уверены, что для Гвасалии "слишком" никогда не бывает. Дизайнер решил вспомнить свое грузинское детство и создал вещь, которая ассоциируется с бедной Восточной Европой.