Найти в Дзене
История и Культура

Ракета дальнего действия

Fi-103
Fi-103

Немецкая крылатая ракета Fi-103 (более известная как V- I) не имела системы наведения. Ее оснастили автопилотом и счетчиком расстояния, как на первых самолетах-снарядах времен Великой войны. Только вместо поршневого мотора стоял реактивный двигатель.

Вообще Fi-103 относится к классу ракет «земля-земля», но после высадки союзников в Нормандии и потери немцами пусковых установок, эти ракеты стали запускать с бомбардировщиков He-III. На ракете стоял счетчик расстояния, который работал от «ветряка» в носу корпуса.

He-III
He-III

После определенного количества оборотов стабилизатор переводился в положение пикирования. Поэтому назначался определенный район сброса ракеты, куда «хейнкели» должны были точно выйти и точно выдерживать курс на цель до момента сброса. Британцы вскоре распознали «ахиллесову пяту» немецких ракетоносцев и с помощью радиолокаторов определяли места сброса ракет. Всего с самолетов было запущено в сторону Лондона и других британских городов 1600 экземпляров Fi-103. При этом 20 ракет взорвались после сброса, уничтожив свои носители вместе с экипажами, еще 57 «хейнкелей» сбили британские истребители. Об эффективности обстрелов можно судить на примере атаки пятьюдесятью Не-III Манчестера 24 декабря 1944 года. Из 30 штук Fi-103, которые достигли побережья Британии, в цель попала только одна. Тем не менее, Fi-103 стал образцом для создания советских крылатых ракет 10X, 14X, 16X конструкции В.Н. Челомея. Конструктору помогли детали немецкой ракеты, доставленные из Англии и Польши. В начале 1945 года была готова первая советская крылатая ракета, аналог «Фау- 1» - 10X. ДО осени успели собрать 300 штук, но на вооружение ни один из вариантов не поступил. У японцев были свои управляемые самолеты-снаряды. Только «оператор наведения» сидел внутри «летающей бомбы». Несмотря на это, девиз японских летчиков-смертников «один самолет один корабль» было крайне трудно осуществить на практике. Даже в первой атаке, состоявшейся в мае 1944 года, где в полной мере присутствовал элемент неожиданности, «камикадзе» не добились успеха - оба начиненных взрывчаткой самолета Ki-45 были сбиты огнем зениток. Если и удавалось попасть в корабль, это далеко не всегда приводило к его уничтожению.

Так, в эсминец «Лаффей» попали 6 «камикадзе», он получил серьезные повреждения, но остался на плаву и после ремонта продолжил службу. В сражении за Окинаву японцы предприняли около 1900 атак с помощью летчиков-смертников, которые поразил и 250 кораблей и судов. Затонули только 34 (13,6 %).

Использование «камикадзе» - это кажущаяся простота решения. Летчиков-смертников тоже надо готовить, тратить с этой целью дефицитное горючее, осуществлять предварительную разведку целей и прикрытие. «Камикадзе» предназначались для атак крупных целей: авианосцев, линкоров, крейсеров. Только крупных целей не так уж много, обнаружить их в океане нелегко. Атаковать хорошо охраняемые корабли на старых самолетах, утяжеленных бомбой, оказалось труднее, чем просто сбросить ее, пролетая над целью. Даже использование реактивных самолетов снарядов «Ока» являлось рискованной и трудновыполнимой операцией, так как к цели эту самую «Оку» доставлял под фюзеляжем тихоходный дальний бомбардировщик.

На экране радиолокаторов, которые в американском флоте стояли даже на торпедных катерах, столь «заманчивые» цели для американских палубных истребителей высвечивались за многие десятки километров. Поэтому пилоты смертники кидались на любой замеченный ими американский корабль. Экипажи некоторых миноносцев в шутку писали на бортах большими японскими иероглифами «авианосец - там» и рисовали стрелку. Показательно, что самой последней жертвой атаки летчика-самоубийцы во Второй мировой войне стал советский катер-тральщик КТ-152.

Под «летающие бомбы» для смертников японцы переделали 2363 самолета. Из них самым массовым стал одноместный истребитель АМ «Зеро» - 1189 штук. О его возможностях говорит грузоподъемность - под фюзеляж подвешивали 250-кг бомбу. Такой бомбой даже миноносец не потопишь. Попытки создать самолет-снаряд для летчиков-смертников в основном не имели успеха. Единственным серийным аппаратом стал реактивный МХУ «Ока». Этот небольшой самолет, похожий на торпеду с крылом, оснащался тремя твердотопливными реактивными двигателями, которые можно было включить одновременно или поочередно. В носу находился боевой заряд весом 1200 кг, а общий полетный вес «ОКИ» достигал 2140 кг.

Ее носитель - двухмоторный дальний бомбардировщик ОМ - с трудом отрывался от земли. После сброса летчик смертник должен был точно спикировать на цель. С' учетом трудного управления неповоротливым самолетом-снарядом, сделать это было очень непросто. Таких «Ока-II» изготовили 755 экземпляров. Недостатки системы проистекали из-за большого веса и малой дальности самолета-снаряда. Было также изготовлено 50 экземпляров «Ока-22». Ее боеголовка весила всего 600 кг, пороховые двигатели заменили на мотокомпрессорный реактивный. В боях этот вариант не применялся. Планировалось также создать «Оку» для подводных лодок, с катапультным стартом.

и приближении американских десантных кораблей к Японии м навстречу должны были взлететь тысячи «летающих бомб» «Синрю», начиненных 100 кг взрывчатки и управляемых смертниками. Взлет осуществлялся с помощью пороховых ускорителей, затем пилоты планировали к цели. На подлете они должны были включить разгонные ускорители и врезаться в американский корабль. 100 кг взрывчатки не способны, конечно, нанести повреждение кораблю, но психологического эффекта в первый час вторжения «Синрю», возможно, добились бы. Чтобы смягчить впечатление о японском фанатизме, следует упомянуть, что в Германии в это же время в некоторых головах витала идея использовать летчиков-самоубийц для нанесения стратегических ударов по промышленным объектам на Урале, по флоту вторжения на Британских островах. В качестве управляемого самолета-снаряда решили применить пилотируемый вариант крылатой ракеты Fi-103 (V-1). Такие самолеты должны были цепляться под бомбардировщик Не - III, который мог доставить их ближе к цели.

Были созданы три варианта Fi-103 «Reichenberg»: два учебных двухместных и один боевой. Летчик должен был навести свою ракету на цель, а потом постараться покинуть ее через сбрасываемый нижний люк и приземлиться на парашюте. Во время испытаний погибли два летчика, а пока систему дорабатывали, англо-американские войска высадились в Нормандии, советская армия освободила территорию СССР. О стратегии пришлось забыть и группе летчиков-добровольцев (35 человек) предложили уничтожить несколько мостов и железнодорожных станций в тылах противника. Однако на столь тривиальные вылеты никто разменивать свои жизни не захотел.

Ставьте лайк, подписывайтесь и читайте каждый день исторические статьи