Найти тему
Загадочный Петербург

Как называли и нумеровали дома в Петербурге?

В одна тысяча семьсот шестьдесят восьмом году императрица ЕкатеринаII распорядилась установить городские указатели с "именами" улиц. Главному полицеймейстеру города велено было на всех улицах, во всех переулках укрепить именные доски, где будет указано название на двух языках, – русском и немецком. А всем улицам, у которых ещё нет названия, велено было срочно придумать имена. Распорядилась императрица и о внешнем виде этих табличек, они должны были быть не вычурные, без особых украшений, но строгие, чистые и прочные.


Так в Петербурге появились первые указатели, на которых значились названия улиц, номера городских частей и кварталов. Выполнены они были из мрамора. В начале девятнадцатого века их сменили жестяные, а потом эмалированные доски.


В конце восемнадцатого века утвердили подомовую нумерацию. Тогда счёт вёлся не по улицам, а, вообще, по всему городу. В одна тысяча семьсот девяносто первом году С-Петербург включал в себя более четырёх с половиной тысяч домовых номеров. Но учитывались не все дома. Например, не учитывались строения из гвардейских слобод. Номерные таблички располагались над входами в дома, либо над воротами.


Позже, номера строениям начали присваивать по соответствию частям Петербурга. И, если улица тянулась через несколько частей города, она имела и несколько систем номерации. Это очень сильно мешало найти нужный адрес.


В тридцатые годы девятнадцатого века номерация домов в Санкт-Петербурге была реформирована. С той поры дома получили номера единой возрастающей номинации. Чётной считалась правая сторона улиц, а нечётной – левая. В пятидесятых годах девятнадцатого века чётная и нечётная стороны улиц поменялись: правая стала нечётной, а левая – чётной, что и сохраняется до сегодняшнего дня.