В последнее время многие эксперты задаются вопросом: что будет после выборов? Сегодня все опросы показывают, что ни одна партия не получит в парламенте большинство. Но до выборов еще 10 месяцев. Многое может измениться. Но что будет, если не изменится?
В этом случае может появиться правящее большинство на основе коалиций между партиями (блоками), прошедшими в парламент. А если коалиции не будут созданы, то предстоят новые выборы. О новых выборах пока говорить не будем, хотя такую возможность нельзя отрицать.
Рассмотрим варианты с формированием коалиций.
Первый. Проевропейская коалиция
Если создадут коалицию проевропейцы, то будет что-то вроде повторения Альянса за европейскую интеграцию. Но там были Филат, Плахотнюк и Гимпу, а здесь будут Плахотнюк, Санду и Нэстасе (последние двое могу пройти в одном предвыборном блоке). Сегодня такая коалиция кажется практически невозможной. Но нельзя исключать, что надавят партнёры по развитию. И додавят. Что в результате этого может получиться?
Получится союз, который сегодня трудно представить. Будет ли это единая команда? Конечно, нет. А это значит, что мы снова вернемся в 2014-2015гг. Будет вражда, взаимные обвинения, хаос и бардак. И рано или чуть позже этот союз обязательно развалится.
Второй. Правящая коалиция на базе ДПМ и ПСРМ.
Теоретически это вполне возможно. Но такая коалиция чревата несколькими серьезными проблемами, которые ее участникам нужно будет решить.
Во-первых, Игорь Додон должен согласиться, что европейская интеграция Молдовы это единственный приемлемый путь ее развития. Был период, когда Игорь Додон работал в команде Владимира Воронина, провозгласившего, что Европейскому выбору Молдовы нет альтернативы. Так что вроде бы европейская интеграция не должна его особо напрягать. Поэтому, как мне кажется, проблема будет не в Додоне, а в его избирателях. В борьбе за их голоса Игорь Додон, ПСРМ и их кремлевские друзья вбили в голову многих граждан Молдовы, что ЕС загнивает и что только с Россией у нашей страны есть светлое будущее. Так вот, боязнь потерять избирателей и рассориться с Россией может негативно повлиять на решение Игоря Додона признать то, что признает и понимает сегодня большинство в Молдове - только пользуясь опытом и примерами Европы, мы сможем добиться перемен к лучшему в Молдове.
Во-вторых, в коалиции, чтобы она эффективно функционировала, должен быть старший и младший партнёры. Идея равноправия партнеров, которая была принята прежними коалициями, показала свою порочность. Люди, занявшие властные посты, работали на своих партийных лидеров, на себя, но не на страну.
Для того чтобы правительство было дееспособным и эффективным, министры должны подчиняться премьер-министру, а не руководителям своих партий. Иначе не будет ответственного, а страна будет разделена на сферы влияния, а если говорить прямо, каждый получит своё место для «кормления» и все будут заниматься личным обогащением, а не проблемами страны. Все это мы уже проходили. Но здесь кроется еще одна проблема: если Игорь Додон станет старшим партнёром, то никто не поверит, что Влад Плахотнюк будет действительно младшим партнёром. Следовательно, Игорь Додон должен согласиться на место младшего партнёра. Готов он пойти на это? Сомневаюсь. Да и Кремль не для того его поддерживает, чтобы оставить у руководства команду Плахотнюка.
В этой статье мы не рассматриваем вариант о создании коалиции с участием унионистов. Однако появление такой коалиции нельзя исключить. Но пока опросы не показывают явного успеха ни одной из унионистских партий, поэтому отложим этот вариант для будущих материалов на эту тему.
В общем, при создании коалиций Молдову ждут большие проблемы. И пока не видно возможностей их избежать.
Что делать в этой ситуации? Рассмотрим другие варианты. Без коалиций.
Победа блока во главе с Майей Санду
Может ли Санду победить, получить большинство и самостоятельно сформировать власть?
Нельзя отрицать, что у Санду есть свой электорат. Это все те граждане, кто ни при каких условиях не будет голосовать за ДПМ и ПСРМ. И пока у них одна тема в месседже - не допустим к победе Плахотнюка и Додона. Но эта тема явно не дает большинства. Наверное, это привело к тому, что число сторонников Санду уменьшается. А другие, более привлекательные в электоральном плане лозунги Майя Санду и старающийся примкнуть к ней Андрей Нэстасе пока не могут найти.
К тому же, нужно учитывать, что эту тему также могут эксплуатировать унионисты. И часть голосов протестного электората уйдет к ним.
Исходя из этого, у многих экспертов есть понимание, что победа блока Санду нереальна. И самое главное, складывается впечатление, что М.Санду сама не настроена на победу. Так что победу Майи Санду мы пока исключаем.
Победу одержит Партии социалистов
Надо признать, что Игорь Додон многое делает, чтобы ПСРМ победила на выборах. По его инициативе реализуются разного рода благотворительные и гуманитарные проекты. Он много ездит по стране, встречается с гражданами. Его можно часто увидеть на ТВ, он активен в социальных сетях. К этому добавим его постоянные публичные встречи с президентом РФ В. Путиным. Все это приносит ему определенные электоральные дивиденды.
Частично ему помогают Михай Гимпу и другие унионисты, выступая с разного рода инициативами (отказ от СНГ, декларации населённых пунктов об объединении с Румынией и т.д.), которые помогают мобилизовать Додону и ПСРМ свой электорат, держать его в разогретом состоянии.
Так что, у Додона и ПСРМ есть шансы на победу, на получение большинства в парламент? Нет!
Почему нет?
Во-первых, хотя рейтинг у Игоря Додона самый высокий, но не настолько, чтобы принести партии больше 50%.
Во-вторых, если его рейтинг в значительной степени может перейти на партию, то маловероятно, что он перейдет на кандидатов, баллотирующихся в одномандатных округах.
В-третьих, те проблемы, которые сегодня наблюдаются в России, неминуемо скажутся на рейтинге пророссийских сил в Молдове. А проблемы в России, судя по всему, будут нарастать. И это ударит по одной из главных тем кампании «Навеки с Россией!».
В-четвертых, Игорь Додон и ПСРМ потеряли в Молдове своего надежного и эффективного партнёра – пропагандисткие передачи российских ТВ. Отсутствие этого «партнёра» снизит электоральные показатели ПСРМ.
И, в-пятых, сама партия не проводит активной выборной кампании, перевалив всю нагрузку на плечи Игоря Додона. А ему одному кампанию явно не вытянуть.
Все это вместе не дает им шансов набрать большинства в парламенте.
Победа ДПМ
А как выступит ДПМ? Есть ли у них шанс получить большинство? Многие эксперты, входящие в группу «Анти Плахотнюк», предрекают ему победу. Их логика проста. За что бы ни брался Плахотнюк, он всегда побеждает. И для победы он готов применять любые методы. Более того, он побеждал даже тогда, когда у него в руках не было всей полноты власти. А сейчас, когда он сосредоточил в своих руках практически всю власть, никто не сможет ему помешать победить.
Частично с этим можно согласиться. Но только частично. У Воронина также была вся полнота власти. И рейтинг был выше, чем у Плахотнюка, но он не сумел победить.
Моя позиция такова: у ДПМ есть большой шанс на победу, но пока нельзя говорить о безоговорочной победе.
Что дает шанс ДПМ на победу:
- Те реальные успехи, которая власть достигла в социальной и экономической сферах.
- Разветвлённая организационная структура. Сегодня ДПМ может наладить работу не только во всех населенных пунктах, но и на всех избирательных участках.
- Возможность выдвинуть во всех одномандатных округах способных, реально претендующих на победу партийных кандидатов, так и поддержать некоторых независимых кандидатов.
- Возможность провести сильную и эффективную медийную и агитационно-пропагандистскую кампанию.
- Значительный административный и финансовый ресурсы.
Что снижает шансы на победу:
- Недооценка значения личных встреч лидеров, актива партии с гражданами, объяснения им политики партии.
- Неумение (нежелание) представителей власти общаться с народом, доводя до граждан информацию о той работе, которую проводят правительство, парламент, рассказывая о решенных задачах и имеющихся проблемах.
- Отсутствие в программных заявлениях ДПМ идей, которые могли бы стать для народа «молдавской мечтой».
Безусловно, есть еще плюсы, которые увеличивают шансы на победу, но есть также минусы, которые снижают эти шансы. Но если ДПМ всерьез и надолго намерена идти по тому пути, по которому они пошли после 20 января 2016 года, то они должны быть нацелены только на победу, на получение большинства депутатских мест в парламенте. Получив это большинство можно подумать и о коалициях как с Санду, так и Додоном. Но это будет коалиция на базе ДПМ, а не только с участием ДПМ.
Сегодня нет возможности предсказать, какие реальные результаты будут на выборах. У всех есть шансы. Кто и как ими воспользовался, покажут результаты выборов.
А о задачах, которые предстоит решать Молдове после выборов, в 2019 году речь пойдет в одном из следующих материалов.