«Когда приезжал путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай он обязательно приходил к нам в дом. Мы устраивали званые обеды, приглашая всех лучших людей города послушать его рассказы». Улица Арбат, дом 26, где сейчас находится здание театра им. Вахтангова, еще задолго даже до появления Художественного театра (театр Вахтангова это одна из отпочковавшихся студий Художественного театра) слыло местом привлекательным для культурных людей. Супруги Сабашниковы Василий Никитич и Серафима Савватьевна первое время по приезду в Москву жили с семьей в Левшенском переулке (д.6). Сабашников сибирский купец, сделавший состояние на чаеторговле и золотых приисках. Приехал он с компанией таких же успешных предпринимателей, в числе которых были Шанявский и Берг.
Будучи людьми прагматичными, а заодно и приобщаясь к дворянскому и интеллигентскому обществу города, остановили выбор места для постройки своих домов на Арбате.
Видели перспективу этой местности. Шанявский прикупил владение дома 4, Берг в Денежном переулке, а Сабашников дом 26. Владение, купленное Сабашниковым известно с начала 19 в. Хозяином был князь А.М. Голицын. В пожар 1812 г. дом князя сгорел, как и все строения на Арбате, но позже был отстроен заново. В середине века хозяином этой усадьбы стал генерал Бутурлин. После же ряд купеческих фамилий повладели этим участком и наконец, он перешел в собственность Сабашникова. В 1873 г. Василий Сабашников построил тут особняк-дворец в стиле барокко. По воспоминаниям сына купца, которому на момент постройки было около двух лет, архитектором был Каминский. Один из самых популярных в тот период архитекторов города. По другим данным здание строил Петр Дриттенпрейс (московский архитектор, немецкого происхождения). Дом был великолепен.
Мраморная лестница в два марша, белого мрамора с бронзовыми статуями, державшими освещающие лампы. Белый зал с лепниной, со специальной акустикой и редким резонансом. Это особенно восхищало А.Г. Рубинштейна, частого гостя в этом доме. Дубовая столовая. Черная гостиная с гобеленами, на которых изображены сюжеты басен Лафонтена. Красная гостиная с кариатидами белого мрамора.
Серафима Савватьевна, будучи женщиной тонкого вкуса, знала каким хочет видеть свой дом. Не пускала ни стройку, ни обустройство особняка на самотек. Обсуждала архитектурный проект во всех частностях, ездила в Париж закупать обстановку и т.д. Все было изыскано, без крикливости. В семье Сабашниковых было пятеро детей. Все они в разный период и в разной степени занимались издательской деятельностью, прославив «Издательство Михаила и Сергея Сабашниковых».
В доме на Арбате собиралось изысканное общество. Не говоря уже о близких друзьях семьи как Шанявские, Танеев, Рубинштейн, или клиентов издательства Чехов, Лесков, тут бывали и артисты Сарра Бернар, Коклен. Театральная почва этого места удобрялась за долго до появления тут театра. Концерты, которые в зале давал Рубинштейн, основатель Московской консерватории, собирали разную публику. Бывали даже его психопатические поклонницы. Оба родителя ушли из жизни, не закончив дело воспитания детей, поэтому во главе семейства встала старшая сестра. Ей исполнилось тогда 20 лет.
Особенно увлекательные парадные обеды проходили в этом доме, когда приезжал Николай Николаевич Миклухо-Маклай. На эти обеды приглашались лишь избранные. После застолья все общество размещалось в кабинете пить кофе и слушать рассказы Миклухи-Маклая.
Он держал чашку в руке, помешивая ложечкой, садился на корточки на старый ковер из тигровой шкуры около кресла и начинал. В таком необычном положении его повествование, глухим, гортанным, не громким голосом завораживало присутствующих. Иногда, замолкая, как бы не находя подходящих выражений, он паузой вносил интригу в развитие сюжета, что еще больше заставляло прислушиваться.
Как то так, спустя более чем пол века, вспоминал эти вечера Михаил Сабашников, сын купца и издатель. Один из братьев, чье имя отразилось в названии издательства. Они вместе делали одно издательское дело. Среди друзей семьи их часто называли «братья с Арбата». Более десяти лет царила в этом доме атмосфера поклонения искусствам и наукам. Когда же все дети выросли и стали обзаводиться своими семьями, усадьбу продали.
После революции 1917 г., когда имущество национализировали, арбатский дом Сабашниковых передали 3 студии МХАТа под руководством Вахтангова. После его смерти, в середине 1920-х театр был назван его именем. Во время Великой отечественной войны, в здание попала бомба и все разрушила. Сегодняшнее здание построено уже после войны. Но место-то осталось, впитывающее в себя уже около 150 лет соки не соки, но какие-то выделения Муз.