HMMWV (Многоцелевое высокомобильное транспортное средство) - более известный как Хамви. Расхожее имя Hummer – это требование рынка, который под таким брендом принимал новинку, в том числе, и в гражданском исполнении. После широкого дебюта во время «Бури в пустыне», многие состоятельные люди захотели себе такую же машину, и она вышла на граждански рынок. После триумфа в Ираке, Humvee стал своеобразным символом, и обрел народную любовь у американцев, которые и без того питают нежные чувства к огромным машинам.
Машина пришла на смену легендарному внедорожнику M151 в 1985 году. Тендер, объявленный в 1979 году, выиграла компания AM General, которая выставила образец, полученный от компании FMC. Хотя, предсерийный вариант попал в армию значительно раньше. В 1972 году FMC передала 2-й бронетанковой дивизии установочную партию в десять машин под именем XR311. Машина на голову превосходила имеющийся на вооружении М155, который был внуком легендарного Виллиса. Но военным показалось, что новые машины им ни к чему, отдав предпочтение закупке гусеничных транспортеров.
Но к 1979 году мысль об универсальном внедорожнике снова всплыла. Устаревший парк армейских джипов M151 и плавающих M561 Gama был уже недостаточным. Более того, несколько видов техники усложняло логистику, и военные возжелали единый внедорожник. В требованиях, которые армейское руководство выставило на тендер, была универсальность платформы, которая позволила бы компоновать машину под конкретные задачи. Выбор машины 1979 года – это отдельная история. Нам важен итог. После 600 тысяч миль тяжелейшего бездорожья и разных погодных условий, военные выбрали изделие от AM General. Уже в 1983 году был получен заказ на первую партию в 2,3 тысячи машин. К началу операции в Ираке, на вооружении армии и КМП США было почти 70 тысяч Хамви.
Но последовавшие за Бурей в Пустыне конфликты, сменили восторги недовольством. Если в песках Багдада военные высоко оценили мобильность и достаточную защищенность машин от пехотного вооружения, то уже Афганистан стал более серьезным испытанием. На этом театре военных действий солдаты максимально облегчали машины, увеличивая их подвижность и обзорность.
Начало конца
Вторая кампания в Ираке, которая началась в 2003 году, имела совершенно иной характер. И в отличие от «Бури в Пустыне», эта операция стала антирекламой Хамви. Военные все чаще несли потери от самодельных взрывных устройств, мин и «шахидмобилей». А с таким противодействием выяснилось, что противопульное бронирование – это не всегда достаточно. Более того, концепция HMMWV не предполагала сколь серьезного бронирования.
Американские военные решали проблему защищенности на местах, заказывая дополнительные комплекты брони, которыми в полевых мастерских повышали защищенность внедорожников. Но этого было мало. По статистике, лишь в первые четыре месяца 2006 года, 67 американских солдат погибли, передвигаясь на HUMVEE. Большинство смертей пришлось на травмы от разрывов СВУ. А днище машины защитить в полевой мастерской практически нереально.
Да и те плоскости, которые добронировать удалось, напрочь лишали машину изначальных преимуществ. Многие ветераны вспоминают, что открытие двери весом до ста килограмм было сравнимо с жимом на одной руке. Естественно, экстренно покинуть машину с таким «люком» было сложно. Еще одной ахиллесовой пятой стала турель пулеметчика, которая изначально имела условное бронирование. А усиление этой области оборачивалось увеличением центра тяжести машины, которую изначально ценили за устойчивость при резких маневрах. В итоге получился низкопроходимый и тяжелый автомобиль, недостатки которого начали превышать преимущества.
Такая тенденция не могла радовать военных, и замена HUMVEE в войсках стала лишь вопросом времени. К 2007 году стало известно, что корпус морской пехоты США, который был одним из самых активных пользователей легендарной машины, заменит ее на MRAP – автомобили с повышенной минной защитой. Следом было выделено почти 50 миллиардов долларов на переоснащение на MRAP иных соединений, которые базировались в Ираке и Афганистане. Но было понятно, что это вынужденная, «пожарная» мера. Ибо военные жаловались на низкую мобильность и проходимость защищенных машин.
Что дальше?
Собрав воедино опыт современных военных конфликтов, военные вывели требования к новой машине JLTV - Joint Light Tactical Vehicle (единый легкий тактический транспорт). Преемник HUMVEE должен соединить в себе мобильность с защищенностью от мин. Сегодня классы техники размыты, и необходима высокая универсальность. Стоит признать, что Хамви никогда не был боевой машиной в широком смысле этого понятия. А попытки нарастить ее защищенность оборачивались значительным сужением изначального круга задач.
Как подчеркивают военные, новое транспортное средство не станет заменой HUMVEE, которых в армии находится более 280 тысяч. Оно возьмет на себя те задачи, которые не были свойственны ее предшественнику. За вакантное место боролись компании Oshkosh Defense, Lockheed Martin (создатели легендарного самолета U2) и AM General. А что из этого получилось, мы поговорим во второй части нашего материала.