На выставке «Жены» в музее Русского импрессионизма за каждым портретом история.
Одни истории сохранились в письмах, в книгах, в воспоминаниях, а другие остались закодированными в портрете. Может официальные версии из чужих писем и мемуаров не самые правильные? А то, что выдумывается, когда смотришь на портрет, и было зашифровано в красках?
В 1915 году, когда Лентулов писал портрет жены на фоне березы, за плечами у них было шесть лет брака, маленькая дочь. Их открытый дом притягивал художников, режиссеров, композиторов. Аристарх и Мария Лентуловы были очень гостеприимными. Она умела создать атмосферу, в которой хотелось оказаться снова и снова, а он просто любил гостей. Вечера начинались с разговоров об искусстве, а потом были игры, шарады, стихи, музыка, песни...
Он увлекся авангардом. Вернулся из Парижа, писал архитектурные пейзажи, портреты.
Уже создал Василия Блаженного.
Уже написал свой автопортрет.
Что же такого сделала женщина в полосатом платье, чем рассердила мужа? Или он разлюбил ее?
– Ты мне изменила. Да, мне известно о твоем любовнике, доброжелатели рассказали. Я тебе не говорил, но я знаю. И теперь все узнают, какая ты развратная, грязная женщина.
Может так думал Аристарх Лентулов, когда писал, как одержимый этот портрет? Она часами сидела, не двигаясь, когда ноги и плечи немели, вставала размяться, а он сердился. Он часто ругался, когда писал. Портрет, над которым работал, ей не показывал. Впрочем, она и не хотела. Когда закончил – показал. Он хотел ее наказать и унизить, а она не бросилась в ноги со слезами, а просто ушла. Ушла к тому, о ком он знал, а он остался с ее портретом, который так ненавидел.
Нет, Мария Лентулова не ушла от Аристарха.
А может он сам думал о другой? Увлекся, воображение рисовало ту, недосягаемую. А в качестве модели сидела своя, реальная, земная. Он писал ее такой – некрасивой, не сказал, чтобы поправила юбку. Так и вошла в историю. Обиделась на мужа. Ну, а какая женщина на такой портрет не обидится?
Согласны ли профессионалы с восприятием обывателя? Послушаем мнение искусствоведа Линды Кальм:
- Картина Аристарха Лентулова - это сознательный вызов тому времени! Этакая женщина Пикассо. В русском авангарде пользовались популярностью мотивы, взятые из жизни маргиналов, а портреты в вызывающе эпатажном виде и вовсе были последним писком моды для художественных кругов первого десятилетия XX века. Яркий пример - портрет Е. И. Киркальди художника Ильи Машкова. Супруга Лентулова была рада такому изображению, пара хотела шокировать публику и это им удалось. И до сих пор удаётся, кстати! А выбранная поза свидетельствует о сексуальном влечении художника к своей жене! Остается только догадываться о том, с каким восторгом супруга Аристарха Лентулова приняла этот свой портрет - подарок по тем временам сравнимый с покупкой восьмого айфона.
Так что абсолютно точно этот художник свою жену любил!
Подробности про выставку тут