Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Почему на флоте тяжесть называют лёгкостью?

Вдобавок следует помнить - почти любую верёвку тут могут называть "концом". Он может иметь толщину карандаша, а может быть толщиной с мужскую руку. Причём независимо от материала - стальной конец, сизалевый, капроновый или пропиленовый.

Вот, например, концы швартовые. Их задача - удерживать судно у причала. Но они зачастую толстые и тяжёлые, как их подать с палубы на берег, когда дистанция может составлять немало метров? Тогда к ним крепят более тонкий конец, называемый бросательным. Чтобы подальше и точнее его закинуть, он заканчивается небольшим грузиком, величиной эдак с кулак. Обычно это мешочек из брезента, внутри которого песок. Поверху он аккуратно оплетён ещё более тонким кончиком под названием каболка.

Именно этот грузик именуется лёгкостью (или лёгостью). Х.з.(хто знает, ага) отчего.

Смотрите, на снимке береговые швартовщики вытягивают за синий бросательный толстый швартовый. А лёгкость видите? Вон же она, оранжевого цвета :)

-2

Тут самое время погрустить о регрессе человечества, который распространился и на морскую практику. Раньше-то, если бы боцман увидел лузгающего на палубу семечки матроса, непременно перетянул бы его по горбу тем, что первое подвернулось бы под руку, а теперь зачастую бессловесно пройдёт мимо.

Так надо ли упоминать, что умельцев оплетать лёгкость каболкой практически не осталось. Берут кусок толстой резины, обрезают его под желательный размер и привязывают к бросательному концу.

Перенесёмся теперь, скажем, в Ростов. Со стороны причала дует так называемый отжимной ветер, плюс течение тащит судно как раз не туда, куда хотелось бы. Вы пришли под погрузку и хотя балласт принят, судно сидит высоко и его борт работает как парус, тянущий его от берега. А подходить надо бортом, и хотя портовый буксирчик старается вам помочь, но силёнок у него явно недостаточно.

Капитан должен обладать недюжинным мастерством, чтобы в таких условиях выполнить швартовку.

У нас в машине в такие моменты может твориться Адъ с Израэлем в придачу. Главные двигатели непрерывно переключаются с переднего хода на задний и наоборот. Два компрессора стучат без остановки, пытаясь своими изношенными поршнями поддерживать давление в воздушных баллонах, но оно неумолимо снижается. Возле каждого главного двигателя находится механик, чтобы немедленно отреагировать на непредвиденный отказ чего-нибудь. Он неотрывно следит за показаниями воздушного манометра, злобно матерясь в адрес некоторых флотоводцев.

На носу судна из динамика в это время слышится громогласное: "На баке! Подать носовой!"

Матрос взмахивает рукой и лёгкость отправляется на берег, вытягивая за собой бросательный конец. И ведь молодец матрос, добросил, а это удаётся не всегда, особенно при противном ветре, однако лёгкость, тварь, прыгает лягушкой по причалу, как и положено куску резины. Будь она мешочком с песком - осталась бы на месте, как прилипшая, хватай бросательный и тащи за него швартовый.

Только не сегодня. Резинка скачет непредсказуемым образом, как ни старался швартовщик схватить ускользающий бросательный, она обманывает его и прыгает в воду.

Дзен не приветствует обсценную лексику, а то бы я привёл, что обрушивается из ревущего динамика на головы матросов, и на порт, и на Дон с окрестными берегами.

Баковые стремительно выбирают конец на палубу, сворачивая кольцами, для нового броска, но ветер! но течение! Они уже оттащили судно от причала.

Предстоит попытка номер два.

В не менее скверных выражениях осуждают верхнюю команду и механики, но нас, конечно, наверху не слышат. Нам нетрудно догадаться, что там творится. Если машины дёргали взад-вперёд, потом наступила тишина, что могло бы означать крепление швартовых, но вдруг опять начались реверсы - всё понятно, рогатые снова облажались.

Правда, нередко связь врубается на циркуляр и нам слышны вопли, летящие с мостика. Динамики у нас ого-го, они должны перекрикивать шум всего, что грохочет в машине.

Несколько десятков реверсов насчитал я как-то. Стармех был разъярён аки вепрь, попавший в западню, но что же поделаешь, мостик всегда прав в такие моменты.

Вот вам и незамысловатое словечко "лёгкость", а как много скрыто за его простотой:)

подписывайтесь , тогда при желании вам легче будет попадать ко мне на канал :)