Я все время задаюсь вопросом о том, почему Россия не может развиваться еще быстрее. Вот уже почти тридцать лет, как мы учимся у запада развивать технологии, быстрый бизнес и строительство, а прогресса в головах тех, кто реализует общественную архитектуру совсем мало. Хорошо, что в последнее время научились делать дорожки выше уровня земли, да и то не везде. Чиновник-стайл рулит, до такого Сингапура нам пока далеко.
Сегодня — об облачной архитектуре будущего. Всего будет несколько частей, перед вами первая. В этих заметках я буду рассуждать о красивой (на мой взгляд) архитектуре футуристических общественных пространств. Каждая часть будет состоять из трех-четырех примеров:
1) реальный пример из жизни,
2) влияние того или иного объекта на общественное пространство с примерами из области искусств и с расширением собственной зоны комфорта,
3) концепт ирреального строения, который являет собой фантазию архитектора, но который вполне воплотим в недалеком будущем, когда тот или иной проект выйдет на самоокупаемость из-за высокого трафика (как мы знаем, хорошая архитектура притягивает множество людей, а где есть высокая проходимость (трафик), там есть много быстрого бизнеса, ну а где есть бизнес — там есть жизнь и деньги).
Теперь немного о понятии облачной архитектуры. В моих мыслях — это любой объект, который выглядит воздушным и легким. Он может быть арт-объектом для притяжения, он может быть детской площадкой, домиком на дереве, он может быть skyscraper`ом или небольшим строением во дворе. Основное условие — воздушность, легкость, облачность и вдохновение. Это своеобразный genius loki того места или района, в котором находится.
Гоу. часть 1
1
Подвиг дерева — Metropol Parasol в Севилье
Проект немецкого архитектора Юргена Майера впечатляет.
В народе он получил прозвище «шампиньоны де-ля-энкарнасьон», поскольку напоминает то ли грибы, то ли зонтики от солнца. Его деревянная структура состоит из склеееных древесных панелей, нанизанных на железо-бетонные сваи и конструкции. Всего в комплексе 6 больших грибков, соединенных между собой различными ходами, и 5 уровней. В подвале — Antiquarium, археологический музей, далее — рынок Encarnacion, еще чуть выше (на крыше рынка) — Plaza Mayor — знаменитый центр притяжения искусства, выставок и ивентов.
В структуре 2-х центральных зонтов расположен ресторан.
Кстати, нечто подобное хотели сделать и в Москве на Живописном мосту, но потом что-то пошло не так и получилось красно-черное, закрытое пространство:
Вернемся в солнечную Севилью.
На шлемах зонтиков или шляпок грибков — большой прогулочный променад или «набережная», как ее почему-то зовут местные жители. Это своеобразное общественное пространство на открытом воздухе, затенённое деревянными зонтами и прочими атрибутами жизни.
Создатель Metropol Parasol нарек его «храмом вне стен», сравнивая облик своего творения с внутренним убранством Севильского Кафедрального собора. Это сравнение излишне смелое и пафосное, но в футуристических объятиях деревянного гиганта не меньше мощи и стати, чем в помпезных сводах готического собора.
Удивительно, но место притягивает не только людей, но и домашних питомцев, генерируя при этом бешеный туристический и местный трафик. Именно в этом и состоит задача красивой архитектуры будущего.
2
О, блака... и дороги
Искусство стоит рядом с любым значимым общественным пространством. Оно дополняет интерес и вдохновляет на новые творения. Согласитесь, что намного приятнее гулять или даже работать рядом с замечательным произведением: энергетика искусства дарит правильную фактуру для работы или отдыха. Одним из таких примеров является работа Эдуардо Коимбра — Nuvem.
Внушительная 5-облачная инсталляция — это витражи с изображением белоснежных облаков на ясном небе. Арт-объект кочует из города в город (в 2013 был в Москве на lexus gibrid) и органично вписывается в окружающее пространство. Слится с городским пейзажем позволюят зеркальные поверхности ребер инсталляции.
Весьма красивы облака ночью, когда зажигаются фонари и облака начинают чуть двигаться благодаря флуорисцентному эффекту. Никакой светодиодный экран пока не дает такого ярково и запоминающегося эффекта.
Идея этого замечательно арт-объекта — близость к людям, которые находятся рядом с этим местом. Художник хочет приблизится к полету сквозь облака: люди, блуждая между инсталляциями могут видеть последовательность облаков на расстоянии. Или не видеть их вообще, если смотреть в профиль. Для любителей инстаграммных stories — вполне себе фактурный арт, позволяющий выложить тонны фоток и видео с участием героев. А ведь это и нужно качественной городской среде.
3
Метамарфозы Цветана Ташкова
Ирреальный проект города в небе, парящего над Лондонским или Нью-Йоркским пейзажем. Цветан Ташков (интересный псевдоним, правда?) — архитектор-любитель, создающий качественное пространство для будущих людей. Нечто подобное уже создали в Сингапуре, однако city in the sky Цветана намного выигрышнее и масштабнее.
Концепт «вдохновлён способностью цветков лотоса вырастать из грязной воды и возвышаться над ней, сверкая безупречной чистотой». Как и все другие немного обкуренные (в хорошем смысле) проекты, Цветан мечтает уйти от нашей техногенной цивилизации, оставаясь в самом эпицентре событий, поэтому и проекты его возвышаются над громадами городской застройки на сотни метров — там и воздух чище и виды поприятнее.
«Я довольно долгое время жил в больших городах, и не мог не заметить тоску в сердцах людей: в каменных джунглях нам всем порой так не хватает широких, открытых синих небес. Поэтому я подумал, что сад в небе станет чем-то увлекательным для людей».
Архитектор предлагает выращивать лотосы в мегаполисах, через каждые 10—12 километров разной высотности. Данные рендеры все еще являются концептами, а уж после провала проекта megatropolis, и вовсе находятся в стадии разработки, поэтому мало напоминают реальный архитектурный замысел с расчетами по ветровым и прочим нагрузкам и безопасности.
Но ведь это совершенно точно означает, что то, что невозможно сегодня — станет реальным завтра.
...
Анонс — и все-таки в следующий раз будет рассказ об этом проекте: