Найти тему

Комиксы становятся серьезным занятием для всех

Оглавление

http://2035.media/2018/01/31/comics-digest/

Комиксы прошли длинный путь от юмористических картинок на последних полосах развлекательной прессы до сильного жанра, удостоенного престижных премий. А сегодня это искусство движется в сторону массовизации авторства и, возможно, для него это даже хорошо.

Комиксы прошли путь от «житий святых» до голливудских блокбастеров

Эксперты ведут историю искусства комиксов от религиозной живописи Западной Европы, в которой принято было изображать жития святых в понятной для простых людей форме. Однако настоящий бум комиксы пережили в США, где их семена попали на благоприятную почву развивающегося рынка и высокого спроса со стороны часто разноязыкой аудитории на доступные формы подачи историй.

Изначально историю комиксов в США было принято делить на эпохи: от «Золотой» (1940-1950), когда индустрия комиксов получила грандиозный масштаб, до «Бронзовой», которая завершилась в середине 1980-х годов.

Развитие компьютерной техники и появление интернета придало истории комиксов новый импульс развития и быстро растущую аудиторию: их герои перекочевали на киноэкраны, дисплеи игровых приставок, в игры для телефонов и планшетов.

В 2000-е годы случился настоящий бум кинокомиксов. В некоторые годы 2010-х более половины самых дорогих блокбастеров снималось по мотивам комиксов. В этих фильмах были задействованы кинозвезды Голливуда первой величины, работали режиссеры первого эшелона.

В индустрии комиксов царит олигополия американских гигантов

Marvel и DC Comics – это основные американские комикс-студии. Начиная с «золотого века» они делят 70-80% рынка комиксов в США и не собираются сдавать свои позиции. Важной вехой стало приобретение студии Marvel корпорацией Walt Disney. DC Comics еще с 1969 года принадлежит компании Warner Brothers, входящей в холдинг Time Warner.

Современный период развития комиксов принято связывать не только с высокой реалистичностью исполнения и мрачностью сюжетов, но и с высокой степенью влияния азиатских жанров: японской манги, китайской манхуа и корейской манхва.

Эти жанры также стремятся влиться в тренд коммерциализации, постоянно расширяют круг поклонников, хотя и не так успешно, как американцы. К примеру, большие надежды в 2017 году возлагались на экранизацию легендарной манги «Тетрадь смерти», а она получила низкие оценки критиков и зрителей.

Комиксы встали в один ряд с серьезной литературой, но сохранили простоту подачи

В мире одним из направлений комикса становится рисованная подача крайне серьезных тем. Пример — комикс «Маус»художника Арта Шпигельмана посвящен тематике холокоста и получил в 1992 году Пулитцеровскую премию. Пока это единственный комикс, заслуживший столь впечатляющую официальную оценку, но на серьезные темы высказываются многие мастера этого направления. Здесь и визуализация классических произведений, и биографии, и все тот же нон-фикшн, и даже, например, такая трудноиллюстрируемая на первый взгляд вещь, как «Капитал» Маркса. В общем, все то, что некоторые ленились прочесть в исключительно текстовом формате, но, чем, вероятно, заинтересуются в визуализированном изложении.

Переход на «цифру» открыл новые художественные и маркетинговые возможности

В эпоху «цифры» создатели комиксов не могли не обойти стороной новые технологии в своей работе. В частности, все чаще комиксы «уходят» в онлайн или в приложения для гаджетов. Это удобная модель коммерциализации и больший охват аудитории, нежели при размещении на бумажных носителях.

Кроме того, «цифра» позволяет моделировать различные вариации отображения картинки. Например, интересный эффект производят комиксы проекта Protanopia. Они доступны на планшетах под управлением операционной системы iOS и создают эффект псевдо-3D за счет нескольких позиций картинки, ориентированной на гироскопы гаджета.

Видеоплеер00:0000:15

Сделай сам: авторство комикса становится доступно каждому

Интернет сегодня наводнен мемами, нарисованными в формате простейших (но от этого порой не менее гениальных по содержанию) комиксов самими пользователями. Упрощение и доступность к реализации привели в это искусство большое количество талантливых людей, которые может быть не обладают достаточными навыками в изобразительном искусстве, но способны придумать отличный сюжет.

Развиваются различные приложения, которые позволяют собирать комиксы, как конструкторы. Вот, например, такой сервис от Marvel, а здесь можно набросать простой комикс, перетаскивая нужные картинки и прописав слова. Пока они могут быть сложны для создания серьезных историй, но развитие нейронных сетей ведет к тому, что автор с любым уровне владения искусством рисования сможет делать минимальные наброски или голосом описывать программе своей видение истории, а она уже отразит ее в картинках, не отличимых от работы настоящих художников.

Комиксы сегодня, как и любой другой вид искусства переживают сильное влияние технологий и ищут новые формы отражения замыслов своих авторов. Тем более, что количество авторов может уже в ближайшее время вырасти в геометрической прогрессии за счет снижения порога входа. К чему это приведет, покажет время, но чем больше авторов, тем выше шанс увидеть новые шедевры.