Человеку свойственно много думать о себе, своём разуме, своих делах, своих достижениях, своей силе и своей мудрости. О Боге человек задумывается, как правило, когда уже совсем невмоготу, когда собственные силы и возможности исчерпаны и никаких запасных вариантов не осталось («Верую, ибо вдруг поможет»). Надо сказать, что в таком состоянии человек готов бросаться в любые крайности — от свечей и икон, до знахарок и амулетов, готов испробовать всё, лишь бы помогло и можно было снова жить так, как хочется.
В книге пророка Исаии народ Божий предупреждается об опасности подобного подхода и в частности в этой 5-й части, состоящей из глав с 40-й по 48-ю. В этих главах рассматривается отношение Бога к идолам и их ничтожность по сравнению с всемогуществом Творца всего существующего. Но эти главы имеют универсальное значение, ведь идолы — это не только деревянные, медные, золотые и серебряные истуканы, это, как говорится, например, в книге Псалмов (о чём уже писалось ранее).
Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них.
(Псалом 134:15-18)
Например, люди поклонялись солнцу, которое, конечно, не творение рук человеческих, оно создано Богом в четвёртый день. Но сама идея поклоняться солнцу, конечно, придумана людьми, поэтому это творение человеческое, творение человеческого разума. Точно так же идолами могут стать другие человеческие «творения» деньги, слава, уважение, семья, отношения, наслаждения разного рода, еда, здоровье и так далее.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.
(Бытие 1:14-19)
В трёх главах ( читать онлайн главы 46-48) книги пророка Исаии можно увидеть 4 основные мысли, которые автор хочет до нас донести:
- Бог Всемогущий, неизменный от начала, терпеливый и заботливый, справедливо судящий и наказывающий (Ис.46:4-5, 9-13; 47:4, 6; 48:3, 6, 8-17);
- Бог отлично знает людей — как язычников, так и верующих в Бога, поступает соответственно с их сущностью и поступками, но при этом делает это по Своей воле (Ис.47:6-15; 48:1-2, 4-8; 18-22);
- Чтобы угодить Богу, нужно помнить о том, какой Бог (см.п.1 🙂 ), слушать о том, что Он говорит (Ис.46:3, 9, 12; 47:1, 5, 8, 12; 48:1, 6, 12, 14, 16, 18, 20);
- Идолы бесполезны — разум, мудрость, волшебство, суеверия, астрология, сила и власть, лицемерие и высокомерие (Ис.46:1-2, 6-7, 47:9-15; 48:1-2, 5, 7).
Полезно будет подумать о том, почему пророк Исаия обращается к дочери Вавилона, (образ, обозначающий языческий мир, пытающийся превознестись над Богом со времён Вавилонской башни), ведь это кажется бессмысленным по причине того, что она слушать не будет, а если и услышит, то не будет подчиняться. Я думаю, что причин тому несколько: во-первых, мы, потомки язычников (те, которые, не от семени Израиля) всё-таки читаем сейчас эти слова и можем извлечь из них полезные уроки; во-вторых, Господь хочет, чтобы «…чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею 2:4) и некоторые из тех, кто по плоти не был потомком Иакова (Израиля) стали частью народа Божьего (например, Раав, Руфь и многие другие), признав Бога Господом. И если Бог так этого хочет, то и мы должны стремиться к тому, чтобы каждый узнал о том, как придти к Богу.
В трёх главах можно увидеть симметрию — главы 46 и 48 обращены к Израилю, народу Божию, а 47-я глава — к языческой дочери Вавилона. Бог всегда хотел, чтобы язычники покаялись, и с приходом Христа на землю у каждого появился шанс угодить Богу (О Христе будет сказано чуть позже — в 49-54-х главах Исаии), в этих главах они в центре, что означает надежду на будущее спасение.
Глава 46. Воззвание к отступникам и суд над неверными. Часть 1.
Здесь центральная мысль изложена в стихах 6-7 — идолы бессмысленны и бесполезны (…поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, — он не отвечает, не спасает от беды…ст.7). Здесь автор начинает суд над языческим образом жизни и, прежде всего, надо его богами — Вилом (возможно, Ваал) и Нево, которые были символически отождествляемы с покровительством в настоящем и возвещением о будущем (подробнее можно прочитать у А.П. Лопухина).
Несмотря на то, что Израиль был в уничижении и изгнании и язычники, верующие идолам, пока торжествуют, Бог всё же призывает верить в Него, потому что Он любит (ст.4 «… и до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить [вас]; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас…«). Бог взывает, чтобы Израиль вспомнил о Нём и повёл себя по-мужски и принял в сердце веру, от которой отступил. Заканчивается 46-я глава вдохновляющим обещанием о том, что спасение близко:
Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою.
(Иса.46:13)
Ещё про 46-ю главу можно прочитать здесь (комментарии Мэтью Генри, Женевской Библии, Макдональда).
Глава 47. Падение Вавилона.
В предыдущей главе говорилось о духовном падении символического Вавилона, здесь говорится о падении мудрости, силы, власти, обычаев, привычек великого города. Для этого употребляется яркий образ царицы, ставшей рабыней, которая вынуждена выполнять самую тяжёлую работу (молоть муку), которая унижена ниже блудниц, помощники которой сгорят как солома.
Здесь можно увидеть следующие её качества, которые привели к падению:
- отсутствие милосердия, жестокость;
- высокомерие, беспечность;
- изнеженность, праздность;
- гордость;
- чародейство, волшебство, гадания;
- надежда на злое, скрытность;
- мирские мудрость и знание.
За это её постигли следующие наказания:
- молчание, изгнание во тьму;
- потеря детей;
- вдовство;
- беспричинные бедствия (букв. «зло, злодеяние, беда, бедствие»); неотвратимая беда (редкое слово, употребляется в ВЗ только здесь и в Иез.7:26); внезапная пагуба (букв.»шторм, буря, опустошение, разрушение»);
- утомление советами;
- отсутствие надежды;
- уничтожение помощников;
- потеря спасения.
Надо сказать, что качества, перечисленные выше, не являются какими-то уникальными, все они присутствуют в современном нам обществе — от высокомерия до астрологии. Тем более актуальны предупреждения Божьи тем, кто обладает этими качествами и не желает изменить своё поведение. Бог посмеётся над такими людьми, о чём ярко свидетельствуют ироничные стихи 12-15 («…может быть, пособишь себе, может быть, устоишь…»).
Глава 48. Воззвание к отступникам. Часть 2.
Как мы говорили в начале, данная глава является завершением большой части книги Исаии об идолах и могуществе Бога, а также о том, что народ Израиля должен вспомнить и держаться за Бога и Его заповеди. И здесь упрёки к отступникам особенно ярки, здесь обличаются такие черты верующих, которые абсолютно узнаваемы и современной религиозной среде:
- религиозное высокомерие, религиозность («…называющиеся…клянущиеся…исповедующие…не по истине и не по правде…«);
- упрямство и узость мышления («…в шее твоей жилы железные, и лоб твой — медный…«);
- излишняя костность («…Я объявлял тебе задолго…«);
- суеверия («…идол мой сделал это…«);
- козни, вероломство, отступничество («…от самого чрева…ты прозван отступником…«);
- непослушание («…О, если бы ты внимал заповедям…«).
И решение для этих проблем заключено, конечно, в Боге, Он в центре данной главы (в отличие от предыдущих, где обличаются идолы и поклоняющиеся им) во всём Своём великолепии — Всезнающий, Испытывающий, Первый и Последний, Сотворивший всё, Учащий, Ведущий по верному пути, Милостивый и Любящий.
Особенно интересен здесь стих 16, в котором многие комментаторы видят указание на Иисуса Христа и на две другие ипостаси Бога — Господа и Святого Духа (см. также статью о Троице Женевской Библии, например). Впрочем, возможно здесь речь идёт о самом пророке Исаие, который здесь предстаёт прообразом Христа (см. Исаия 61, например).
Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.
(Исаия 48:16)
И после великолепного описания Бога глава завершается грозным текстом в ст.22 «Нечестивым же нет мира, говорит Господь«, который завершает 5 часть книги Исаии, последнюю часть глав 46-48 и самой 48-й главы. Слово «нечестивый» (רָשָׁע (евр.раша) — «беззаконный, нечестивый, неправедный, виновный») встречается по всему ВЗ от книги Бытие (18:23 «…неужели Ты погубишь праведного с нечестивым…«) до книги пророка Малахии (3:18 «…И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему…«), что подразумевает вечное желание Бога, с одной стороны, дать людям свободу выбора, а, с другой стороны, спасти от погибели.
Подводя итоги данного изучения, мы можем увидеть как частные исторические уроки народа Божьего и язычников, обобщённых под именем Вавилона, так и вечные истины — о Боге, о Его милости и терпении и желании, чтобы каждый спасся.
Будем же и дальше учиться познавать Его и исполнять Его волю, чтобы Он признал нас верными!
Благодать и мир вам от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!
Делитесь нашими материалами, ставьте лайк, чтобы больше людей прочитало их, подписывайтесь на этот канал на Яндекс.Дзен.
Заходите на основной сайт проекта, там есть много христианских материалов: https://jcml.ru
Подписывайтесь на Telegram @jcmlru: https://t.me/jcmlru