Найти тему

Новое Просвещение: без мяса, но с религией

Оглавление

http://2035.media/2018/01/15/new-enlightenment/

Один из ведущих интеллектуальных центров современности — Римский клуб — подготовил к своему полувековому юбилею доклад о будущем мира, который вызвал жаркие дискуссии. Однако именно на прогнозы Римского клуба опираются в принятии решений ведущие политические и экономические игроки, поэтому мы изучили тезисы нового доклада, чтобы понять, что ожидает наш мир

Лучший пример – доктрина глобального изменения климата, вызвавшая к жизни Киотский протокол и сопутствующие ему международные документы – а они, в свою очередь, привели к реформам и ограничениям во многих сферах жизни, от сельского хозяйства до транспорта.

Нынешний документ называется длинно: «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты». Под стать юбилею, этот доклад оформлен особенно торжественно и выражает консолидированную позицию всех 100 членов этого “глобального ареопага”.

Документ знаменателен еще тем, что отражает идеологический поворот в кругах глобалистов. Римский клуб критикует современный капитализм и призывает к “новому Просвещению” и планетарной цивилизации. Предлагаем краткий дайджест этого доклада.

Конец «пустого мира»

Современный мир находится на грани катастрофы, причины которой многочисленны, но сводятся к мировоззрению человечества, утверждают авторы доклада. Для описания проблемы используется концепция «полного мира» американского эколога и экономиста Германа Дэйли: все века своего существования человек открывал свободные, еще не принадлежащие никому и не используемые ресурсы и территории, но сейчас действовать таким образом уже невозможно – мир “заполнен”. Перспективы дальнейшего открытия новых ресурсов призрачны, нужно использовать то, что мы уже имеем. Но если продолжать пользоваться традиционными институтами, религиями, воззрениями, рассчитанными на «пустой» мир – недалеко до коллапса.

Нынешний глобальный кризис не циклический, но усиливающийся. Он не ограничен природой вокруг нас, но включает социальный, политический, культурный, моральный кризис, кризис демократии, идеологий и капиталистической системы.

Экономика

Начиная с 1980-х годов можно говорить о вырождении капитализма, утверждают авторы доклада. Самым доходным видом бизнеса в рамках нынешней системы стали финансовые спекуляции, и даже мощный кризис 2008-2009 годов не оздоровил ситуацию. 98% финансовых операций современности – спекулятивные. Огромных размеров достигла оффшорная экономика: в этой “серой зоне” крутится, избегая налогов, от 21 до 32 трлн долларов США. При этом важнейшие технологии недофинансируются, поскольку им, по сравнению со спекулятивными операциями, недостает доходности.

Еще одна вредная для развития человечества вещь – индекс валового внутреннего продукта (ВВП), считают авторы доклада. На него принято ориентироваться при принятии политических решений – но на деле этот индекс мало того, что показывает лишь абстрактную скорость обращения денег в экономике, но еще и по своей природе требует постоянного роста. В результате – экономические парадоксы: скажем, разлив нефти и последующие ликвидационные работы «разгоняют» ВВП, то есть «хороши» для статистики, хотя плохи по сути. Выращивание овощей на собственном огороде не найдет отражение в индексе ВВП, а покупка из в супермаркете – найдет. Иными словами, этот показатель не имеет отношения к благополучию и счастью людей, а потому от него, как от ориентира, пора отказываться.

Ответы на самые актуальные вопросы о российской экономике — в наших лучших материалах минувшего года 

Экология

Крупнейшей проблемой остается экологическая: состояние планеты Земля в наши дни зависит только от деятельности человека. Так, 97% ныне живущих на Земле позвоночных животных – это люди и скот, а на дикую фауну приходится лишь 3%. Отсюда, в частности, глобальное потепление – проблема планетарного масштаба. Ради борьбы с изменением климата было в свое время подписано Парижское соглашение и Киотский протокол, но даже полное их соблюдение всеми странами не решит проблему полностью, утверждают эксперты.

Давайте будем честны: чтобы достичь целей Парижского соглашения, миру нужно пройти через быструю и фундаментальную трансформацию систем производства и потребления

Избыточное потребление – одна из ключевых причин глобального потепления, напоминают авторы доклада. Причем в мире наблюдается жесточайший дисбаланс между богатыми и бедными домохозяйствами: например, 1% богатейших американцев в своей жизнедеятельности выделяет 318 тонн выбросов CO2 , а средний житель Земли – всего 6 тонн. Десять процентов самых богатых домохозяйств мира дают 45% общего объёма выбросов. А это значит – начинать переход к мировоззрению “полного мира” придется именно “золотому миллиарду”.

Проблему усугубляет продолжающееся перенаселение, полагают члены Римского клуба (эта институция уже много лет в своих докладах настаивает на необходимости сокращения рождаемости). Но дело не только в численности населения, а в ресурсах, которые теперь расходует каждый человек. Так, с начала прошлого века население выросло пятикратно, экономический оборот — в 40 раз, потребление топлива — в 16, вылов рыбы — в 35 раз.

Из этого напрямую следует, что человечеству – прежде чем учиться “не размножаться” – определенно следует научиться экономить. Например, избегать такого сбоя в распределении продовольствия, как сейчас – когда 800 миллионов человек на Земле голодают, а около 2 млрд людей, напротив, страдают от лишнего веса. А еще, вероятнее всего, придется отказаться от животноводства: как показывают исследования, это слишком затратный в смысле экологических издержек вид сельского хозяйства.

Поскольку урбанизация продолжается, нужно каким-то образом научиться сокращать “экологический след” мегаполисов: сейчас, переезжая из деревни в город, люди начинают потреблять вчетверо больше ресурсов. Причем и это относится, прежде всего, к мегаполисам “золотого миллиарда”: разница между американским и индийским крупными городами по экологическому следу примерно десятикратная.

Еще авторы доклада сильно озабочены дальнейшим сокращением дикой фауны (“шестое массовое вымирание”), возможными побочные эффектами новых технологий и сохраняющейся угрозой ядерного конфликта.

Айфон страшнее атомной бомбы, а России следует развивать направление мистического туризма — Евгений Русак про будущее экологии

Технологии

Помимо экологии, существуют и другие угрозы нынешней цивилизации. Например, развитие цифровых технологий и связанный с ними “техноутопизм”. Стремительно развивающиеся сервисы типа Uber могут быть здесь и сейчас хороши для пользователей, но они не соответствуют критериям “устойчивости” – а попросту говоря, паразитируют на сложившихся структурах (Uber, например – на дорожной сети и инфраструктуре, созданной для частных водителей), не вкладываясь в их развитие.

Хотя авторы доклада согласны с теми экспертами, которые предсказывают в 2020 – 2025 годах “остановку” закона Мура, то есть прекращение экспоненциального роста вычислительных мощностей – все-таки, считают они, сохраняется опасность неконтролируемого развития и неэтичного использования цифровых сервисов. Отдельно стоит упомянуть психологический эффект техноутопизма: его адепты обещают человечеству экстенсивный путь развития – решение всех застарелых проблем за счет роста производительности техники. Тогда как миру давно пора принимать непростые мировоззренческие решения.

Новое Просвещение

Корни мировых проблем – и их решения – находятся в философской сфере, убежден Римский клуб. Соответственно, чтобы вылечить стремительно заходящую в тупик цивилизацию, необходимо изменить философские основы жизни, отказавшись от ряда привычных взглядов. Этот пересмотр установок авторы доклада и назвали “новым Просвещением” – по примеру Просвещения XVIII века, которое взамен религиозного мировоззрения предложило материализм и позитивизм. Только в нашем случае отказываться придется уже от примитивного материализма. На что человечество будет его менять – этому и посвящен второй раздел доклада.

Просвещение прошло через период увлечения утопиями, идеальными образами желаемого будущего, которое очень хочется, но невозможно достигнуть

Перечитать классиков

Мировоззрение современного человека базируется на ограниченном, в общем-то, числе фундаментальных концепций и трудов. Среди важнейших – эволюционизм Чарльза Дарвина, рыночные теории Адама Смита и Давида Рикардо. Эти три «первоисточника», превратно понятые последователями, стали причиной многих проблем современности, утверждают авторы доклада.

Так, теории Адама Смита описывают свободный рынок – но не в вакууме, а в пространстве права, ценностей и морали. В такой системе – существовавшей в традиционном мире – выкладки Смита работают в полной мере, но в современном, глобализированном мире его теории приводят к хищническому капитализму транснациональных корпораций.

Давид Рикардо – автор теории относительных преимуществ – сейчас поднят на знамена либеральными экономистами и глобальными экономическими институциями (такими, как ВТО и МВФ). Но не стоит забывать, что Рикардо провозглашал эту теорию в эпоху ограниченной мобильности труда и капитала – а в наши дни, когда эта мобильность многократно возросла, преимущество оказывается не относительным, а абсолютным – и только у одной нации-победителя. Выход авторы доклада видят в защите национальных государств в их битве с транснациональными корпорациями – для последних даже судьба целых регионов значит меньше, чем финансовая прибыль.

Наконец, дарвинизм в значении «пусть выживет сильнейший” – это ложно понятое учение Дарвина. В работах ученого описаны и другие механизмы эволюции – в частности, ограничение конкуренции и защита слабых видов.

Защита, до какой-то степени, локальных культур, специализаций, политики от подавляющей силы игроков мирового уровня можем помочь диверсификации, инновациям и эволюции.

От фрагментарного к целостному

Материалистический и аналитический склад современного мировоззрения – это патология современного человечества, считают авторы доклада. Эпоха наивного реализма в философии и позитивизма в науке прошла, для развития сейчас нужно что-то совершенно иное.

Редукционистская философия неадекватна не только для понимания живых систем, но и для преодоления трагедии разрушительного социального и экономического роста

Что предлагается в качестве альтернативы? Источниками вдохновения для членов Римского клуба стали ряд философских систем: теория аутопоэза Умберто Матураны и Франсиско Варелы, футуроантропология Грегори Бейтсона, «системное видение жизни» Фритьофа Капры и Пьера-Луиджи Луизи, феноменологическая «биология чуда» Андреаса Вебера.

«Новое Просвещение», по мысли авторов доклада, может (и должно) трансформировать мышление человечества от фрагментарного к целостному.

Баланс – ключевое слово для разрешения всех острых проблем современности, полагают эксперты. Баланс между человеком и природой (экологическое сознание), между стратегическими и кратковременными интересами, между скоростью и стабильностью (наконец-то предложено не считать изменения и прогресс самоценностью), между индивидуальным и коллективным, между женщинами и мужчинами, между государством и религией, между равенством и справедливым вознаграждением за труд.

Распространение ислама в Европе, секулярность как новая религия и проблемы биоэтики. Прогноз на будущее православия и христианства от Владимира Легойды – председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата

Религия, но не фундаментализм

Особое место в докладе посвящено религии. Даже обсуждение мировоззренческих проблем в документе начинается с анализа одной из энциклик папы Римского Франциска, посвященной экологическим проблемам. Из этого видно, что в религиях мира клуб видит потенциал для достижения искомого баланса и синергии.

В условиях постсекулярности – то есть новой актуальности религий – Римский клуб отрицает фундаментализм и дистанцируется от любых интерпретаций религий, подразумевающих насилие и угнетение. При этом, авторы доклада поддерживают идею о необходимости включения базовых принципов религий мира в международное право. Авторам доклада, судя по всему, близки восточные религии, но и христианское и мусульманское богословие вызывает их поддержку.

Отринув религию, нынешнее поколение оборвало связь с мудростью, накопленной человечеством с момента возникновения нашего вида сто пятьдесят тысяч лет назад.

Что делать

В третьей части доклада содержатся конкретные рекомендациям по выходу человечества из глобального тупика. Она построена на анализе уже воплощенных или намеченных к воплощению экспериментов в экономике, управлении, общественном развитии. Речь идет о сельском хозяйстве, энергетике, урбанистике, экономике и финансах.

Жить единым человечьим общежитьем

Самое заметное положение тут – тезис о неизбежности глобальных правил игры, обязательных для всех стран. Ограничение суверенитета государств – особенно в тех сферах, где последствия могут затрагивать всех соседей по земному шару – дело уже близкого будущего.

В будущем на смену нынешним недостаточно эффективным международным институциям придут более мощные. В частности, авторы доклада одобрительно отзываются о концепциях «Всемирного совета будущего» Якоба фон Икскулля и «Великого перехода» Пола Раскина. Обе эти концепции – а особенно вторая из них – подразумевают объединение человечества под эгидой мировых органов власти. Что же касается локальных вопросов, то они должны и будут решаться низовыми органами – такими, как ныне существующая ирландская «Ассамблея граждан».

Римский клуб видит себя защитником демократии, долгосрочного мышления, природы, молодого поколения и ещё не родившихся поколений, которые лишены голоса в капитализме и текущих политических дебатах.

Нефть останется в земле

Уже в ближайшие десятилетия мировая энергетика должна окончательно перестроиться на «зеленые» способы генерации. Стоимость ветряной и солнечной энергии падает, ее производство ежегодно растет. Рост спроса на нефть, возможно, прекратится уже в 2020 году, а к 2030, по расчетам исследователя из Стэнфорда Тони Сэбы, может произойти полный переход на возобновляемые источники.

Дело идет к тому, что добыча нефти и газа приостановится полностью, обесценив нынешние инвестиции в эти отрасли промышленности. Упущенная прибыль в этом секторе оценивается примерно от 6 до 20 трлн долларов. В гонку за новой энергетикой включился даже Китай, где компартия провозгласила курс на строительство “экологической цивилизации” на нынешнюю пятилетку. К середине века КНР планирует 80% энергии получать из возобновляемых источников.

Россия может совершить всемирный переворот в ядерной энергетике, если сделает ставку на торий, уверен академик Евгений Велихов

Экономика устойчивости

Неизбежным становится и переход к альтернативным моделям экономики. Доклад Римского клуба рассматривает несколько из них – разработанные Джереми Рифкиным, Кристианом Фельбером, Джоном Фуллертоном и Гюнтером Паули. У всех этих подходов есть общая составляющая: это модели экономики устойчивости, а не роста, и общего блага, а не частной выгоды.

Из таких моделей, в частности, вытекает отказ от “планируемого старения” вещей в пользу ремонтопригодных и долговечных изделий. И предпочтение модели услуги и совместного владения старой доброй собственности, даже в сфере недвижимости. Из линейной – настроенной на постоянный прогресс – логика экономики превращается в круговую, какой она была в традиционной культуре. Главное – устойчивость, чтобы стоять на месте – достаточно крепко.

Разно-образование

Эксперты Клуба считают, что нужно изменить систему образования, чтобы формировать у молодежи “грамотность в отношении будущего” (futures literacy). Для этого образование должно быть основано на “связности” – то есть на человеческих отношениях между учителями и учениками. А также носить ценностный характер, то есть опираться на универсальные ценности. Сейчас это означает акцент на благополучии всех живых существ и мира в целом.

Новое образование должно быть сосредоточено на устойчивости – то есть экологии, взаимосвязанности систем и устойчивом развитии. Кроме того, важно формировать интегральное мышление – это нечто большее, чем системное и тем более аналитическое мышление.

В системном мышлении сохраняется тенденция рассматривать реальность в довольно механистических категориях, неспособных ухватить её органическую интегральность. Интегральное мышление способно воспринимать, организовывать, согласовывать и воссоединять отдельные фрагменты и достигать подлинного понимания основополагающей реальности.

Наконец, новое образование должно быть плюралистичным, считают авторы доклада. Нынешние университеты часто продвигают конкретные школы мысли, а в будущем нужно “давать молодым умам весь спектр противоречивых и комплементарных перспектив”. Это залог культурного многообразия, которое так же важно для социальной эволюции, как разнообразие видов для биологической.