NB! Данная статья изначально была написана для женщин, однако специфическое женское учение составляет лишь малую часть данного материала, и он может быть полезен для любого верующего в Иисуса Христа, а также ищущего веру.
Скромность и смирение в нынешнем обществе не в чести, скромный человек считается человеком слабым, подражать ему не хочется. Да и мало, кто может сказать, что у него/неё есть достойный пример скромности.
Сегодня мы рассмотрим учение второго послания Тимофею, которые апостол Павел написал одному из своих ближайших друзей в самом конце своей жизни. Считается, что это второе послание является последним, которое написал Павел, будучи в заключении и ожидая смертного приговора. Поэтому неудивительно то, что в данном послании изложены очень важные истины, не сказать которые было просто невозможно.
Мы рассмотрим лишь некоторые темы данного послания, которые, однако, помогают понять волю Божью для жизни каждого ученика Иисуса Христа, а не только Тимофея, которому было написано данное послание. Начинается второе послание со слов хвалы Богу, что показывает приоритеты в жизни Павла – всё от Бога – радость и печаль, хорошее и плохое, победы и трудности. Затем он напоминает об истоках веры Тимофея, и это тоже важно для ученика Христа, — вспоминать о том, что и как использовал Бог, чтобы взрастить веру в человеке.
По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия… (2Тимофею 1:6-11)
Развивая свою мысль, Павел призывает Тимофея «возгревать дар Божий» (букв. «анадзопюрЭйн» — «разжигать»), то есть, вспоминая корни своей веры, усиливать её, подкладывать дрова в огонь веры. И это, конечно, требует усилий, ведь костёр сам по себе долго гореть не будет, туда нужно класть большие брёвна, которые сохраняют жар, а также маленькие щепки, которые дают быстрый и жаркий огонь. Большие брёвна, — это наши убеждения, которые загораются путём длительных усилий от маленьких молитв, изучений Писания, исповеди, исполнения заповедей. И это возможно по той простой причине, что Бог дал нам Дух Святой, который изгоняет страх и даёт силы, любовь и целомудрие (софронисмУ-воздержанность, самоконтроль, благоразумие, назидание). Давайте подробнее поговорим вот об этом, — о воздержанности и благоразумии. Одними из проявлений Духа в Гал.5:22-26 является «воздержание» и «кротость» (также в значениях этих слов – «сдержанность», «самообладание», «мягкость», «ласковость» и «спокойствие»). Противоположность этому – потакание собственным страстям и похотям, которые ученики Христа распяли на кресте.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. (Гал.5:22-26)
Продолжая эту линию во втором послании Тимофею, Павел продолжает говорить о скромности и теперь, в самых вызывающих обстоятельствах – в разногласиях.
От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
(2Тим.2:23-26)
Прежде всего, он не считает зазорным дать совет уклоняться от состязаний или споров, но если всё-таки уклониться невозможно, то нужно не ссориться, относиться к собеседнику приветливо, без злобы и с кротостью (тут то же слово, что и в вышеупомянутом тексте из послания к Галатам, оно также встречается у Иакова, Петра, в посланиях Коринфянам, Ефесянам, Колоссянам и Титу). Очевидно, что это понятие так важно для Бога, если о нём говорят так много новозаветных авторов в посланиях к церквям, оно относится ко всем членам церкви, как одно из основополагающих. Интересно и то, что именно таким отношением Бог через ученика Христа может дать человеку покаяние к познанию истины, чего вряд ли добъёшься ожесточённым нападением.
3-я глава послания к Тимофею много говорит о том, что идея кротости непопулярна, что многие живут совершенно по-другому, что истинно верующих будут гнать и предавать, преследовать, унижать и оскорблять, но не нужно этого бояться, а нужно быть к этому готовым. И вот как можно подготовиться:
А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
(2Тимофею 3:14-17)
Нужно помнить, во-первых, что является основой веры, «чему научен и что тебе вверено», в этом нужно «пребывать», то есть думать и делать то, что укрепляет веру. Второе, что нужно, — изучать «священные писания», из которых черпается вера во Христа Иисуса во спасение. Третье, что нужно, — готовиться и совершенствоваться для совершения добрых дел. И для всего этого нужна кротость, — чтобы напоминать себе и вспоминать с благодарностью то, как Бог открывал истину через обычных людей; чтобы не считать себя достаточно хорошо знающим Писание, чтобы не читать его каждый день, напоминать себе о нём; чтобы осознавать своё несовершенство в делах праведной жизни и доброте и стараться измениться.
В заключение о кротости для женщин, которым определена особая роль. Для этого откроем 1-е Послание к Тимофею, в котором есть наставление как для мужей, так и жён.
Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
(1Тимофею 2:8-15)
Видно, что чистоте рук мужей мешает гнев и сомнение, что справедливо и для женщин, «ибо гнев человека не творит правды Божией.» (Иак.1:19-20) Но вот особенное учение для женщин – нужна стыдливость (букв. «скромность») и целомудрие (букв. «благоразумие», «сдержанность»), чтобы делать добрые дела, о которых говорилось выше. И самое главное, — даётся ясное повеление не учить и не властвовать над мужем (мужчиной). И здесь надо сказать, что это очень сложно в той ситуации, когда мужчина ведёт себя не очень уверенно или откровенно неправильно, но для повиновения в данном случае нужна кротость, о которой мы много говорили выше. И здесь же Павел даёт специфический совет, который подходит только для женщин – «спасётся через чадородие». Естественно, надо понимать, что здесь не имеется в виду, что, чтобы спастись от геены огненной, женщина должна постоянно рожать детей. Здесь нужно смотреть в контексте предыдущих слов «не учить» и «не властвовать», то есть здесь речь идёт, конечно, не о вечном спасении, а о спасении от искушений властвовать над мужчиной. И дети, — это те, на ком женщина может и должна проявлять свою власть, воспитывая их, пребывая «в вере и любви и в святости с целомудрием». Здесь то же слово, что и выше – «сдержанность».
Многие женщины по природе своей более эмоциональны и несдержанны, чем мужчины, — это нужно принять и иметь с этим дело, — это то, что нужно принять с кротостью и не считать это оправданием вспыльчивого и непочтительного поведения.
Мы прочитали выше, что иногда нужно просто избегать разговоров, которые могут привести к ссорам, если же это невозможно, то нужно просить Бога даровать кротость и сдержанность, чтобы сохранить святость перед Богом. Также мы прочитали о том, что изучение священных писаний помогает подготовиться к сложным и неприятным ситуациям, а также необходимо разжигание своих даров через молитвы, размышления о Боге и добрые дела.
Кротость и смирение, — это то, чему каждый ученик Христа может научиться у своего Учителя, ведь Он «кроток и смирен сердцем» (Мф.11:28-30), Он призывает научиться у Него, чтобы эти качества были самым лучшим украшением каждого брата и сестры во Христе.
Благодать и мир вам от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!
Делитесь нашими материалами, ставьте лайк, чтобы больше людей прочитало их, подписывайтесь на этот канал на Яндекс.Дзен.
Заходите на основной сайт проекта, там есть много христианских материалов: https://jcml.ru
Подписывайтесь на Telegram @jcmlru: https://t.me/jcmlru