В прошлой части мы гуляли по верхушке перевала Муста-Тунтури и очень впечатлялись, сегодня продолжим исследовать местность.
Муста-Тунтури в переводе с Финского: черная мрачная безлесая гора. В такую солнечную погоду и не скажешь так про неё. Но что творилось во время войны… Безжизненное пространство, продуваемое всеми ветрами. Каково же было воевать бойцам при 40 градусных морозах, и постоянных буранах в кромешной тьме полярной ночи. Война тесно связана с этими местами и вообще тема для отдельного рассказа.
Среди этой каменной пустыни выделяются только блюдца горных озер. Как же это фотогенично!
Сверху открываются виды на бескрайние тундры.
Мотовский залив. Слева полуостров Средний, справа Рыбачий.
Дорогу через перевал прокладывали монахи из Печенгского монастыря, была она пешеходно-конной. Затем на Рыбачий пришли военные. Для переброски техники стала нужна более основательная дорога. Сюда направился саперный батальон, скалы взрывали, чтобы сделать дорогу проходимой для танков. В 1940 году пошли военные машины. После войны дорога была жуткая, отступая фашисты, испортили ее в нескольких местах. Крутые повороты и обрывы, печально прославились.
По пути нам часто еще будут встречаться вот такие сгоревшие машины. Кто-то сломался и в отчаянии просто сжег свой транспорт. У нас бы и дня не простояли, охотники за металлом нашлись бы сразу!
После Муста-Тунтури открывается вид на Мотовский залив. Мы снова остановились на фитнес-фотостоп по окрестным горам.
На горизонте Рыбачий.
Тушкан с военными кораблями. Идут учения, или за отловом туристов без разрешений пришли? Если повезет, здесь даже можно увидеть подводную лодку! Они иногда заходят в залив на размагничивание.
Дорога шла все время вниз. Проезжаем место, где пару лет назад, нам пришлось заночевать, и нас тогда чуть не сдуло ветром, благо спас штатив, который поставил внутри палатки и камни придавившие её. Но, это другая история и это было первое наше знакомство с Кольским.
Навстречу ехавший УАЗ Патриот с Питерским номером остановился, ждет нас поболтать. Заверил, что дорога лучше, чем в прошлом году, доедете только так, по мостам только езжайте, в броды не суйтесь. Но мы особо-то и не собирались купаться. Ага, как-бы не так потом было! Видимо драйвер Патриота попал в не очень удачный сезон раньше, и ему так показалось. Т.к. дорожка, забегая вперед, была гораздо хуже, чем 2 года назад.
Вообще здесь дружественная обстановка, каждый проезжающий приветствует друг друга. Через километр встретили велотуриста, идет, катит велик на выход с полуостровов. Поведал, что сошел с маршрута, велосипед сломался окончательно, помочь ему было нечем. А группа у них была не малая, как и маршрут – объехать по периметру оба полуострова «восьмеркой» за 10 дней. В прошлый раз мы тоже путешествовали на великах, но маршрут наш был гораздо короче. Велосипедист предупредил, что вода большая в этом году. И оказывается, в конце августа листва уже облетела, были заморозки. Так что грибов мы не застанем.
На въезде на Средний полуостров строится ларек со шлагбаумом, скорей всего в следующем году будут проверять разрешения на посещение парка. После него началась «трансРыбачинская» дорога по полуострову Средний.
В следующей части будет о том, как мы ехали по бесконечным бродам на мыс Немецкий! Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие части!