Найти тему
Путь писателя

Самые разные тени в кино как визуальный приём

Автор статьи - Светлана Иванаускайте

Первончально статья была опубликована по ссылке https://vk.com/wall-64373363_10393

Продолжаю потихоньку писать про приемы. Сегодня публикую для вас небольшой список использования темноты и теней в фильмах.

Темнота и тени настолько выразительны, что использовались, наверное, всегда. И породили огромное количество приемов, которыми пользуются как в изобразительном искусстве, так и в литературе.

Ах этот нуар в старых, голливудских фильмах...
Ах этот нуар в старых, голливудских фильмах...

Такая популярность связана, во-первых, со страхом человека перед отсутствием света, во-вторых, с игрой воображения, при наблюдении за тенями. И то, и другое привлекает внимание, удерживает его, и позволяет зрителю самому додумать, что же на самом деле прячется в темноте.

Большая тень, маленький персонаж

На экране появляется чья-то ужасная тень, но немного времени спустя, мы узнаем, что она принадлежит кому-то/чему-то маленькому и безопасному. Контекст. Слабый/смешной герой пытается кого-то запугать или произвести впечатление. Вводится новый персонаж, который авторам хочется преподнести в комичном виде. Этот прием часто можно встретить в детских/подростковых фильмах, мультфильмах, комедиях. Но также и в других жанрах, где авторы просто решили немного разрядить обстановку.

Персонажи без теней

Итак, обычно люди и прочие существа отбрасывают тени. Но есть и иные. Конечно на ум сразу приходят вампиры. Но вообще с тенью может случиться все что угодно. Отсутствие тени говорит, что персонаж, не тот, за кого себя выдает. Он может быть копией кого-то, иллюзией. Возможно он оживил свою тень, и она стала отдельным персонажем. Возможно кто-то украл его тень. Возможно он и есть сама тень, просто в облике персонажа. Вариантов множество, и каждый из них интригует. Поэтому, если ввести в повествование героя, у которого нет тени, то интерес зрителя практически гарантирован.

Тень-цензура

Используется, если в кадре есть то, что необходимо закрыть. Например, голые части тела или насилие. Помимо прямого назначения, то есть спрятать то, что не положено показывать из-за возрастных ограничений, можно использовать, когда необходимо создать интригу, спрятать важную деталь, которая позже сыграет свою роль.

Контрастное сопоставление (Chiaroscuro)

Визуальный прием, использующий резкий контраст между темными и светлыми изображениями, обычно для драматического эффекта. Использует направленное освещение и острые тени. Появился в эпоху Возрождения для живописи и стал очень популярным среди художников-барокко, вплоть до школы, известной как «тенбризм». И с тех пор он не исчез. Жанр Нуар увлекается этим, но прием встречается во всех жанрах, постоянно или иногда, подчеркивая моменты высокой драмы.

Тьма есть зло

Довольно избито, но все еще работает. Итак, все что относится ко тьме, несет в себе зло. Приставки “темный” в именах и названиях. Выбор цвета в одежде, декорациях, гриме. Затемненность логова главного злодея. Темное время суток для страшных и драматических событий. Магические способности злых персонажей основаны на тьме или им помогают тени. Ну и так далее.

Тьма не есть зло

Противоположность предыдущему. У нас есть несколько парней в черных кожаных куртках, гоняющих по ночному городу на черных мотоциклах. Но! Они не отрицательные персонажы, а вполне себе милые ребята.

Тьма есть смерть

Если кто-то из персонажей находится в темноте, то он умирает. Если в комнате есть темный угол, то там прячется что-то/кто-то кто убивает. В общем смысл в том, что как только темнота появляется на экране, происходит чья-то смерть.

Возвращение во тьму

Тоже часто используемый прием. Персонаж находится в темноте, пытается разглядеть что же такое ужасное его окружает. Вдруг в темноте появляются глаза/очертания/зубы и пр. и вновь исчезают по тьме.

Когда тень искажает суть предмета
Когда тень искажает суть предмета

Выход из тени

Лицо или весь персонаж находится в тени, а потом в подходящий момент выходит из нее. Часто используется как способ представить нового персонажа, но не обязательно. Длительность нахождения в тени может быть разной. Плохой или хороший персонаж тоже не важно. Такой способ используется исключительно для того, чтобы заинтриговать зрителя.

Лицо в тени

Лицо полуприкрытое тенью (немного похоже на освещение Рембрандта). Отличный способ показать зловещую сторону персонажа, особенно, если на темной стороне лица будут гореть глаза. Очень выразительное освещение, которое еще и всем подходит, в отличие от бокового освещения.

Тьма вокруг глаз

Драматическая сцена со злодеем/монстром, а в конце нарастает тьма, поглощая все вокруг, кроме глаз (возможно зубов), которые продолжают гореть злобой. Обычно это можно увидеть на крупном плане злодея, который пристально смотрит на зрителя. Редко злодей исчезает (за исключением глаз/черт лица) не в темноте, а растворяется на склейке следующего кадра.

Силуэт на полной луне

Это может быть еще какая-нибудь ведьма, санта, инопланетянин и любой другой персонаж. Вообще такие пролеты, проходки и прочее, очень эффектны.

Невозможные теневые куклы

Чаще всего с этим можно столкнуться в анимации. Суть в том, что тень, которую делает (скорее всего намеренно) персонаж, не может выглядеть таким образом, каким она выглядит. Например, герой рукой показывает монстра, и тень на стене по-настоящему выглядит как тень монстра, что невозможно сделать рукой. Это скорее не прием, а условность визуального искусства, к которой прибегают создатели. Еще пример такой условности, герой выключает свет в квартире, но она не погружается во тьму. Зритель все прекрасно видит, а актер изображает, что он ничего не видит.

Прячущиеся в тени глаза - что в них таится?
Прячущиеся в тени глаза - что в них таится?

Молния раскрывает персонажа

Сколько существует таких сцен в кино и анимации — не сосчитать. В общем суть в том, что кто-то/что-то находится во тьме и зритель никак не может это разглядеть. Пока не ударяет молния. А делает она это обычно в самый напряженный момент. И зритель за это мгновение видит часть героя/злодея/угрозы и прочего.

Включается свет — появляется труп

Отличный способ создать тайну. Итак, какое-то мероприятие, где много людей. Все хорошо. Потом резко гаснет свет. Возможно начинается паника, крики и прочее, возможно нет. Включается свет, и персонажи обнаруживают, что один из них мертв.

Живая тень

Тень или тени, которые живут своей жизнью на экране. Может быть воплощение зла, приспешником злодея, забавным или не очень героем, специфическим призраком, магическим созданием, инопланетянином и так далее. Если вводить тень как героя — это интересно и не часто используется в кино. Но можно использовать просто для эффектности сцены.

Ночь, которая никогда не заканчивается

Хорошим способом создания угнетающей, таинственной и просто особой атмосферы — это бесконечная ночь, которая по каким-то причинам никак не заканчивается. Обычно это связано со злодеем, который уже достиг своей цели — захватить власть и устроить вечную ночь. И теперь темным миром правят не хорошие парни/монстры/инопланетяне/роботы и прочее.

Безопасный день — смертельная ночь

Еще один безумно популярный способ построения истории. Днем место куда вы поместили героя — обычное и вполне жизнерадостное. Но как только солнце скрывается за горизонтом, улицы/лес/дом заполняют монстры/призраки/мутанты и так далее. В такой истории герою можно действовать в основном днем, как это было в фильме “Я — легенда” или наоборот — ночью. Например, герой — охотник на этих самых монстров.

Священная тьма

Чаще всего используется, когда тьма не означает зло. Итак, тьма в таком случае выступает противоположностью света, но не соперником. Персонажи, связанные с тьмой, не злые и не строят козни. Они просто следуют своей философии. Тьма как дополнение света. Одно без другого существовать не может. В этом случае могут встречаться размышления о смерти, но в контексте продолжения пути, цикла жизни и прочее.

Страшное лицо, подсвеченное фонариком

Безумно распространенная сцена. Уже не способна никого пугать, а наоборот используемая для того чтобы рассмешить зрителя. Но так она настолько часто используется, что уже и не смешно.

Сексуальный силуэт

Персонаж, обычно девушка, стоит за каким-то экраном и зритель видит только ее соблазнительную тень. Это очередной способ показать эротику, но в желаемой возрастной категории. А также персонаж может быть весьма скромным по сюжету, но авторам хочется показать ее/его сексуальность.

Максимум самого разного секса в знаменитом кадре из "Остина Пауэрса"
Максимум самого разного секса в знаменитом кадре из "Остина Пауэрса"

Теневой дискретный кадр

На экране происходит что-то ужасное, но зритель видит только тени того, что происходит. Еще один способ скрыть от чувствительных зрителей сцены насилия, пыток, трансформации и прочего. Возможно это во имя цензуры, возможно из-за нехватки бюджета. Есть вариант, использовать тени для интриги. Например, персонаж превращается в монстра, но автор не хочет, чтобы зритель видел монстра сейчас, а хочет его представить только в следующей сцене. Отличный вариант показать превращение в виде тени на стене.

Теневые знания

Злодеи часто обманывают и маскируются под каких-то обычных персонажей. Но не всегда на 100% успешно. Иногда их могут выдавать тени. Например, персонаж молодой человек, но тень у него старика. Что как бы намекает, что он не тот, за кого себя выдает.

Тень, надвигающейся судьбы

Это используется в мультфильмах. По крайней мере, я не помню такое в кино. Если у вас есть варианты, напишите в комментариях. Итак, на героя падает бомба или просто какой-то большой предмет. Но вначале, приближается тень, которая по мере приближения все увеличивается. Обычно с характерным звуком. Герой не понимает что происходит, почему тень такая большая, он бегает из стороны в сторону или просто удивляется, что приводит к игнорированию приближающейся опасности.

Зловещие силуэты

Скрытый персонаж, который показан в виде зловещей тени. Чаще это побуждает зрителя к мысли, что с этим парнем лучше не встречаться, особенно в темном переулке. Также используется для ввода в повествования нового злодея, но при этом хочется соблюсти интригу до определенного момента. Еще есть вариант скрыть убийцу, чтобы зритель вместе с детективом разгадывал загадку. Или спрятать монстра в темноте и убедить персонажа, который его видит, что это просто тень от вешалки и пр. Но на самом деле нет. Иногда все таки может принадлежать положительному персонажу, а силуэт используется для добавления брутальности.

Бой вслепую

Злодей каким-то образом погасил все источники света или герой из-за чего-то не может видеть. Но бой не отложить. Потому герой вступает в схватку, несмотря на то, что не видит соперника. Обычно это очень эффектные бои и очень драматичные сцены.

Подытожим

В фильмах очень часто используются тени и темнота для самых разных целей. И множество способов настолько популярны, что уже практически не вызывают эмоций. Однако, жанры и приемы постоянно перерождаются. И возможно, основываясь на клише, у вас получится создать нечто новое и интересное. Этого вам и желаю.

#сценарист #режиссер #кино #фильм

Если есть желание, - присылайте свои статьи по теме канала или рецензии (на заинтриговавшее вас кино или книги) на почту osadulin390@yandex.ru, и если оно подойдёт под наш формат, то мы опубликуем текст с указанием на авторство.
Также подписывайтесь на наш телеграм-канал и добавляйтесь в VK-сообщество "Нетлёнка", там будет больше интересных материалов обо всём понемногу.