#текстильсисторией
Кто-то везет из путешествий магнитики, кто-то – местный алкоголь, а я со всех уголков мира тащу домой этнический текстиль. Эти вещи не всегда шикарны, иногда сделаны буквально на коленке и выглядят как кривоватый хэнд-мейд, но в них есть своя изюминка, отголосок народных промыслов того региона, откуда они привезены. У меня уже накопилась небольшая коллекция, и в рубрике «текстиль с историей» я хочу показать хотя бы часть своих сокровищ.
Первой действительно экзотической страной для меня стала Индия. До сих пор помню это чувство – когда ты выходишь из самолета и как будто попадаешь в другой мир, где даже воздух не такой, как у нас. И уж чего-чего, а необычного текстиля там предостаточно. И сари, которые европейская женщина все равно не научится на себя нормально надевать, и вышитые туники, и тибетские пашмины, практические невесомые. Но показать я хочу совсем другую вещь, которую я купила совершенно случайно, просто в качестве хозяйственной сумки, но в итоге именно она оказалась самой «индийской» покупкой.
На рынках, да и вообще в местах скопления туристов, можно встретить женщин, одетых в яркую лоскутную одежду, вышитую зеркальцами и бусинами, и увешанных украшениями. Это племя «банджара» из Раджастана, их еще называют индийскими цыганами, хотя их этническое родство является спорным. В любом случае, это племя кочевое и перемещается с места на место в зависимости от сезона. Мужчины у них выглядят менее ярко и вообще не так заметны. А вот женщины занимаются торговлей и вообще привлекают к себе гораздо больше внимания и своей одеждой, и поведением. Они не очень-то любят, когда их фотографируют, и легко могут потребовать деньги за снимок. Торгуют они украшениями и сумками, поясами, покрывалами и другими вещами, сделанными все в той же лоскутной технике и вышитыми маленькими зеркальцами.
Такая техника называется «шиша» и она присуща не только племени банджара, но вообще распространена по всему региону. «Шиша» на хинди означает – «маленькое стекло». Такой способ украшения одежды был известен с древности, сначала использовались кусочки слюды и даже глянцевые крылышки жуков, которые, понятное дело, были не очень прочным материалом. С появлением стекла эта техника распространилась особенно широко, позволить такое украшение смогли даже не самые богатые люди. Маленькие кусочки стекла покрывались с одной стороны серебрянкой, шлифовались и обтачивались, а затем пришивались к ткани накладными стежками. Делалось это не только для красоты, зеркальца на одежде служили своеобразным амулетом, отражая солнечный свет и недобрые взгляды, охраняя хозяина от злых духов и сглаза. Женщины, как продолжательницы рода, украшали себя более обильно.
В Европу сумки с зеркальцами привезли хиппи в 60-е годы ХХ века. Путешествуя по знаменитой «тропе хиппи» на восток, они добрались в Индию и Непал, и сделали изделия местных народных промыслов частью своей атрибутики. Техника стала модной на Западе, и даже проникла на подиум того времени. А в Индии она продолжает существовать в нетронутом виде, и яркие цыганские сумки можно купить на любом рынке за копейки, даже не подозревая о долгой истории, которая за ними стоит.