Великая советская кинематография произвела на свет множество своих жанров. Например, революционный фильм или производственную драму. Это было продиктовано особенностями СССР, как государства — в том числе и его социальной структурой.
Однако среди этих жанров нужны были и развлекательные, приключенческие. Следовало предположить появление и экшн-фильмов про Гражданскую войну, т. к. это очень яркий период истории в жизни советского государства.
И, возможно потому, что многие наши лидеры (например, Сталин или Брежнев) очень любили американское кино, возникло сращивание темы Гражданской войны в России с западной формой вестерна.
Итак, редакция «Культпросвета» предлагает пятёрку любопытных советских вестернов (иногда их называют истернами)!
«Тринадцать»
Режиссёр: Михаил Ромм.
Предположительно самый первый советский вестерн, по крайней мере в звуковом кино. Уже он установил большую часть жанровых стереотипов, предложил зрителю героев с альтруистическими и благородными мотивами, затронул тему классового противостояния и показал Гражданскую войну в приключенческом ключе.
Есть версия, что был вдохновлён американским вестерном Джона Форда «Потерянный патруль».
«Белое солнце пустыни»
Режиссёр: Владимир Мотыль.
Наверное, известнее вестерна советского типа попросту не существует. Один из самых популярных фильмов за всю историю проката СССР.
«Белое солнце пустыни» куда ближе к итальянскому спагетти-вестерну: значительное присутствие иронии, сочные персонажи (один Саид чего стоит, мистическим образом то появляющийся, то исчезающий и выживающий в любых условиях, или душевный таможенник Верещагин), более спокойный темпоритм, делающий ставку на сочетание паузы и динамики.
К тому же, в фильме чудесная музыка, давно живущая самостоятельной от кино жизнью.
«Свой среди чужих, чужой среди своих»
Режиссёр: Никита Михалков.
Дебютная картина совсем молодого Никиты Михалкова. Он сделал смещение акцента с действия на чувства — фильм достаточно сентиментален, и рассказывает в первую очередь о мужской дружбе.
Его эмоциональная целостность во многом компенсирует бросающуюся сегодня в глаза техническую неотёсанность. Эдуард Артемьев также написал замечательное музыкальное сопровождение.
«Неуловимые мстители»
Режиссёр: Эдмонд Кеосаян
«Неуловимые мстители» больше остальных вобрали в себя черты классического американского вестерна с его наивностью, однозначностью, насыщенным действием.
Желательно смотреть «Неуловимых мстителей» сразу трилогией, т. к. с каждой новой частью картина обретает всё больше интересных деталей. Отдельно стоит обратить внимания на трюки — пожалуй, столь интересных конных каскадёрских трюков больше нигде не найдёшь.
«Седьмая пуля»
Режиссёр: Али Хамраев.
Этнический советский вестерн, пришедший прямиком из Узбекской ССР. На экране перед нами предстанет борьба узбекских коммунистов с басмачами в годы Гражданской войны.
Прилагается этническая экспрессия исполнителей и любопытный узбекский колорит.
Спасибо за внимание! С Вами был «Культпросвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!