Открывая книгу, мы стараемся побыстрее добраться до текста, нетерпеливо пролистывая всё, что мешает нам скорее начать читать. Потом закрываем книгу, ставим её на полку — и чаще всего не обращаем внимания на то, что скрыто под обложкой.
А где же найти в книге этот загадочный «форзац», название которого происходит от немецкого Vorsatz («перед набором»)? Это лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Форзац выполняет защитную и декоративную функцию — скрывает «изнаночную» сторону переплётной крышки и место её крепления с книжным блоком.
Нахзац (Nachsatz, «после набора») идёт после книжного блока, выполняет те же функции, что и форзац. Чаще всего форзац и нахзац в книге делают одинаковыми, но бывают и исключения.
В недорогих современных книгах форзацы чаще всего выполнены из белой бумаги. Но на нашей мини-выставке каждый экспонат привлекает внимание и отличается от своего соседа по витрине.
Важно понимать, что переплёты для книг в те времена были владельческими, то есть делались на заказ по выбору конкретного хозяина книги. Переплёт и все его элементы делались вручную — и бумага для форзацев не была исключением. Куратор выставки Мария Золотова отобрала для экспозиции светские книги XVIII — начала XIX веков, изданные в России.
Самой популярной для форзацев была многоцветная мраморная бумага с разными рисунками. Кропотливый процесс её изготовления требовал от мастера точности и хорошего глазомера. В ванну наливался специальный жидкий состав, не дававший краскам бесконтрольно растекаться или осесть на дно. Мастер поочередно наносил краски на поверхность этого жидкого грунта в определённом порядке, а специальные добавки не позволяли им смешиваться. Один цвет раздвигал другой, и на поверхности образовывался причудливый узор из пятен, линий и прожилок, напоминающих мрамор. Можно было менять цвета и концентрацию краски, использовать специальные инструменты — заострённые стерженьки, штифты, гребни — чтобы создавать определённый рисунок на поверхности краски. Потом на получившуюся заготовку аккуратно закладывался лист бумаги. Рисунок отпечатывался на бумаге, а для следующего листа уже приходилось повторять процесс снова. Именно поэтому каждый рисунок был по-своему уникален.
Самый распространённый тип рисунка — жилковато-пятнистый узор, как на настоящем мраморе.
Мраморную гребешковую бумагу ни с чем не спутаешь. При помощи деревянного или металлического гребня по слою красок на грунте в ванне проводили зигзагообразные или волнистые линии. Пятнистый узор превращался в гребешковый.
«Парчовая» бумага не производилась в России — её привозили из Голландии, Германии, других стран Европы. Для её изготовления на тонкие листы золота или серебра специальным прессом под давлением наносился рисунок. Чаще такую дорогую и красивую бумагу использовали для мягких обложек тонких книг, но на выставке можно увидеть книгу с форзацем из «парчовой» бумаги.
На витрине, посвящённой XVIII веку, сразу привлекают внимание яркие форзацы с печатным узором. Рисунок на них выполнен с помощью штампа с краской. Точно так же делались и набивные ткани — и рисунок на форзацах очень напоминает изысканную ткань.
Изготовить клеевую (или пастовую) бумагу гораздо проще, чем мраморную. В клейстер добавляли краску, наносили на поверхность бумаги и, пока состав еще не высох, на него наносился узор: процарапывался инструментами, пальцами, заострёнными палочками.
XIX век не отказался от мраморной бумаги, но мода внесла свои коррективы. Гребешковый рисунок практически ушёл, зато появились «подкамешковые» бумаги: в изготовлении использовалась белая краска, и на вид рисунок получался очень похожим на россыпь камешков.
В 30-х годах появился волновой способ окраски: ванну с грунтом мастер покачивал и лист бумаги накладывал на образовавшиеся волны.
В первой трети XIX века приходит мода на монохромные форзацы ярких цветов: ярко-зелёные, розовые, нежно-голубые. Некоторые из форзацев сатинировались — обрабатывались, отглаживались специальными валиками, так что бумага получалась блестящая, как дорогой шёлк.
В XIX веке в книгах возникает дублюра — украшение, которое в первой трети XIX века повторяло рисунки или орнаменты, используемые в дизайне лицевой стороны или корешка книги. Чаще всего использовалось золотое тиснение. Книга сразу приобретала величественный и изысканный вид.
Мини-выставки, проходящие в Музее книги, всегда перекликаются с основной экспозицией. И эта выставка не стала исключением. Например, дублюре посвящена отдельная витрина в разделе «Основные элементы книги».
А в следующей книге примечателен не форзац, а нахзац — сложенный из бумаги кармашек, в котором владелец, возможно, мог держать рецепты или заметки.
Форзацы, как и корешки книг, — частое место вмешательство реставраторов. Если реставратор может сохранить форзац, он, конечно, делает это. Но не всегда это удаётся. Над витринами мини-выставки — кусочки подлинной форзацной бумаги XVIII—XIX века.
Выставка в Музее книги показывает, какой нарядной может быть книга внутри. Не всегда надо спешить скорее её прочитать — сначала стоит внимательно рассмотреть и полюбоваться работой мастера, который сделал всё, чтобы книгу приятно было брать в руки.
Музей книги Российской государственной библиотеки открыт для всех категорий посетителей
Вход бесплатный
Адрес: Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, Российская государственная библиотека, 3-й подъезд, 4-й этаж
Время работы: Понедельник — суббота, с 10:00 до 20:00 Воскресенье — выходной день Последний понедельник каждого месяца — санитарный день
Телефон: +7 (499) 557-04-70, доб. 26-72
E-mail: muzkn2@rambler.ru