Найти тему
Ленинка

Секреты книжных форзацев

Открывая книгу, мы стараемся побыстрее добраться до текста, нетерпеливо пролистывая всё, что мешает нам скорее начать читать. Потом закрываем книгу, ставим её на полку — и чаще всего не обращаем внимания на то, что скрыто под обложкой.

А где же найти в книге этот загадочный «форзац», название которого происходит от немецкого Vorsatz («перед набором»)? Это лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Форзац выполняет защитную и декоративную функцию — скрывает «изнаночную» сторону переплётной крышки и место её крепления с книжным блоком.

Нахзац (Nachsatz, «после набора») идёт после книжного блока, выполняет те же функции, что и форзац. Чаще всего форзац и нахзац в книге делают одинаковыми, но бывают и исключения.

В недорогих современных книгах форзацы чаще всего выполнены из белой бумаги. Но на нашей мини-выставке каждый экспонат привлекает внимание и отличается от своего соседа по витрине.

Важно понимать, что переплёты для книг в те времена были владельческими, то есть делались на заказ по выбору конкретного хозяина книги. Переплёт и все его элементы делались вручную — и бумага для форзацев не была исключением. Куратор выставки Мария Золотова отобрала для экспозиции светские книги XVIII — начала XIX веков, изданные в России.

Август Вицман. Золотая книжка, или Собрание новых, доказанных, легких, редких и любопытных хозяйственных опытов и искуственных действий к пользе и удовольствию каждаго. Санкт-Петербург, 1798. Форзац из жилковато-пятнистой мраморной бумаги
Август Вицман. Золотая книжка, или Собрание новых, доказанных, легких, редких и любопытных хозяйственных опытов и искуственных действий к пользе и удовольствию каждаго. Санкт-Петербург, 1798. Форзац из жилковато-пятнистой мраморной бумаги

Самой популярной для форзацев была многоцветная мраморная бумага с разными рисунками. Кропотливый процесс её изготовления требовал от мастера точности и хорошего глазомера. В ванну наливался специальный жидкий состав, не дававший краскам бесконтрольно растекаться или осесть на дно. Мастер поочередно наносил краски на поверхность этого жидкого грунта в определённом порядке, а специальные добавки не позволяли им смешиваться. Один цвет раздвигал другой, и на поверхности образовывался причудливый узор из пятен, линий и прожилок, напоминающих мрамор. Можно было менять цвета и концентрацию краски, использовать специальные инструменты — заострённые стерженьки, штифты, гребни — чтобы создавать определённый рисунок на поверхности краски. Потом на получившуюся заготовку аккуратно закладывался лист бумаги. Рисунок отпечатывался на бумаге, а для следующего листа уже приходилось повторять процесс снова. Именно поэтому каждый рисунок был по-своему уникален.

Самый распространённый тип рисунка — жилковато-пятнистый узор, как на настоящем мраморе.

Жан-Жак Руссо. Емиль и София, или Хорошо воспитанные любовники. Москва, 1779. Форзац из мраморной жилковато-пятнистой бумаги
Жан-Жак Руссо. Емиль и София, или Хорошо воспитанные любовники. Москва, 1779. Форзац из мраморной жилковато-пятнистой бумаги

Мраморную гребешковую бумагу ни с чем не спутаешь. При помощи деревянного или металлического гребня по слою красок на грунте в ванне проводили зигзагообразные или волнистые линии. Пятнистый узор превращался в гребешковый.

Михаил Агентов. Открытие сокровенных художеств… Москва, 1778. Форзац из мраморной гребешковой бумаги
Михаил Агентов. Открытие сокровенных художеств… Москва, 1778. Форзац из мраморной гребешковой бумаги

«Парчовая» бумага не производилась в России — её привозили из Голландии, Германии, других стран Европы. Для её изготовления на тонкие листы золота или серебра специальным прессом под давлением наносился рисунок. Чаще такую дорогую и красивую бумагу использовали для мягких обложек тонких книг, но на выставке можно увидеть книгу с форзацем из «парчовой» бумаги.

Екатерина II. Наказ Коммиссии, о составлении проекта новаго уложения. Санкт-Петербург, 1768. Форзац из «парчовой» бумаги
Екатерина II. Наказ Коммиссии, о составлении проекта новаго уложения. Санкт-Петербург, 1768. Форзац из «парчовой» бумаги

На витрине, посвящённой XVIII веку, сразу привлекают внимание яркие форзацы с печатным узором. Рисунок на них выполнен с помощью штампа с краской. Точно так же делались и набивные ткани — и рисунок на форзацах очень напоминает изысканную ткань.

Изготовить клеевую (или пастовую) бумагу гораздо проще, чем мраморную. В клейстер добавляли краску, наносили на поверхность бумаги и, пока состав еще не высох, на него наносился узор: процарапывался инструментами, пальцами, заострёнными палочками.

Филипп Генрих Дильтей. Опыт российской географии… Москва, 1771. Форзац из бумаги с клейстерной окраской
Филипп Генрих Дильтей. Опыт российской географии… Москва, 1771. Форзац из бумаги с клейстерной окраской

XIX век не отказался от мраморной бумаги, но мода внесла свои коррективы. Гребешковый рисунок практически ушёл, зато появились «подкамешковые» бумаги: в изготовлении использовалась белая краска, и на вид рисунок получался очень похожим на россыпь камешков.


Н. Н. Трубецкой. Новое начертание истинныя теологии... Москва, 1784. Форзац из жилковато-пятнистой бумаги в две краски «под камешки»; И. М. Долгоруков. Бытие сердца моего... Москва, 1818. Форзац из жилковато-пятнистой бумаги в четыре краски «под камешки»
Н. Н. Трубецкой. Новое начертание истинныя теологии... Москва, 1784. Форзац из жилковато-пятнистой бумаги в две краски «под камешки»; И. М. Долгоруков. Бытие сердца моего... Москва, 1818. Форзац из жилковато-пятнистой бумаги в четыре краски «под камешки»

В 30-х годах появился волновой способ окраски: ванну с грунтом мастер покачивал и лист бумаги накладывал на образовавшиеся волны.

В первой трети XIX века приходит мода на монохромные форзацы ярких цветов: ярко-зелёные, розовые, нежно-голубые. Некоторые из форзацев сатинировались — обрабатывались, отглаживались специальными валиками, так что бумага получалась блестящая, как дорогой шёлк.

В XIX веке в книгах возникает дублюра — украшение, которое в первой трети XIX века повторяло рисунки или орнаменты, используемые в дизайне лицевой стороны или корешка книги. Чаще всего использовалось золотое тиснение. Книга сразу приобретала величественный и изысканный вид.

Шарль Бодлер. Цветы зла. Париж, 1888. Библиофильский переплёт. Дублюра выполнена из цветной кожи в технике аппликации. Из постоянной экспозиции Музея книги РГБ
Шарль Бодлер. Цветы зла. Париж, 1888. Библиофильский переплёт. Дублюра выполнена из цветной кожи в технике аппликации. Из постоянной экспозиции Музея книги РГБ

Мини-выставки, проходящие в Музее книги, всегда перекликаются с основной экспозицией. И эта выставка не стала исключением. Например, дублюре посвящена отдельная витрина в разделе «Основные элементы книги».

А в следующей книге примечателен не форзац, а нахзац — сложенный из бумаги кармашек, в котором владелец, возможно, мог держать рецепты или заметки.

Аптека домашняя и дорожная лекарями пересмотренная, вместе с полным списком белью для хозяйств и путешествующих, также и с таблицею доходов и расходов, и с всегдашним календарём... Лейпциг, около 1816. Нахзац в виде кармашка
Аптека домашняя и дорожная лекарями пересмотренная, вместе с полным списком белью для хозяйств и путешествующих, также и с таблицею доходов и расходов, и с всегдашним календарём... Лейпциг, около 1816. Нахзац в виде кармашка

Форзацы, как и корешки книг, — частое место вмешательство реставраторов. Если реставратор может сохранить форзац, он, конечно, делает это. Но не всегда это удаётся. Над витринами мини-выставки — кусочки подлинной форзацной бумаги XVIII—XIX века.

Выставка в Музее книги показывает, какой нарядной может быть книга внутри. Не всегда надо спешить скорее её прочитать — сначала стоит внимательно рассмотреть и полюбоваться работой мастера, который сделал всё, чтобы книгу приятно было брать в руки.

-10

Му­зей кни­ги Российской государственной библиотеки от­крыт для всех ка­те­го­рий по­се­ти­те­лей
Вход бес­плат­ный

Ад­рес: Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, д. 3/5, Российская государственная библиотека, 3-й подъ­езд, 4-й этаж

Вре­мя ра­бо­ты: По­не­дель­ник — суб­бо­та, с 10:00 до 20:00 Вос­кре­се­нье — вы­ход­ной день По­след­ний по­не­дель­ник каж­до­го ме­ся­ца — са­ни­тар­ный день

Те­ле­фо­н: +7 (499) 557-04-70, доб. 26-72
E-mail: muzkn2@rambler.ru