Хочу начать с предупреждения. К сожалению, не смотря на множество прочитанных книг и отчетов, я оказалась совершенно не готова к родам. В теории и в отчетах все как-то гладко и легко, может, пару раз проскальзывает слово боль или жесть... Возможно, это правильно, что никто толком не пишет, насколько рожать больно и тяжело, незачем пугать и без того напуганных беременных. Но лично я отношусь к другой категории, мне важно было знать, что меня ждет. И когда на практике все оказалось настолько ужаснее, чем во всех вместе взятых отчетах, было очень обидно и горько, почему никто не сказал мне правды. Так что я буду писать без прикрас.
До самых родов у меня не было вообще никаких предвестников. Живот опустился минимально, а может, я это просто придумала. На последнем осмотре на мой вопрос, ну что там, малыш опустился куда надо, гинеколог ответил, что вам не повезло, раз он не опустился до 38 недели, то этого уже и не произойдет. Странно, подумала я и пока еще не догадывалась, насколько мне и правда не повезло.
За пару дней до начала схваток начала частями отходить пробка, а где-то за сутки до начала отошла основная ее часть.
8 августа (на сроке 40+5) примерно в 3 часа ночи я проснулась от боли в животе. Боль как при месячных, примерно на той стадии, когда я обычно бегу за болеутоляющим. Через полчаса поняла, что боль периодична, и очень обрадовалась, т.к. ужасно боялась стимуляции. Схватила телефон и стала засекать. Это была первая моя ошибка: лучше б я постаралась расслабиться и еще немнго поспать, как же мне потом не хватало этих часов сна! Но я до самого утра втыкала в телефон, который показывал мне вполне периодичные (раз в 8-10 минут), но короткие (секунд по 30) схватки. В 7 утра я обрадовала мужа, что на работу он сегодня не пойдет, и мы стали собираться, завтракать и с волнением ожидать предстоящего события. Часам к 10 утра боль усилилась настолько, что на схватках мне приходилось принимать удобную позицию, облокатившись на что-нибудь, и сосредотачиваться на дыхании. Но сами схватки стали менее периодичными: то шарашили каждые 5 минут, то исчезали на 15. Я решила сходить в душ, чтоб окончательно убедиться, не ложная ли тревога. В душе схватки почти прекратились, и я почти расстроилась. Но как только вышла из душа, глаза на лоб полезли от очередной схватки.
К 12 дня и совсем растерялась и измучалась: схватки приходили и длились совсем не периодично, но боль нарастала с каждым разом, и я валилась с ног от предыдущих 9 часов таких мучений. Тогда я решилась позвонить в больницу. Мне сказали приезжать на осмотр. Осмотр показал раскрытие в 1 см! Я совсем расстроилась, ведь в душе надеялясь, что там уже побольше. Сделали ктг, с малышом все в порядке, схватки, как на зло, стали еще реже. Но врач приняла решение оставить меня в больнице то ли из-за того, что пациенток мало было, то ли из-за моего в конец измучанного вида. Я заселилась в свою одноместную палату (потом тысячу раз убедилась, что выбрать одноместную было абсолютно верным) и стала дальше терпеть, продыхивать и уже простанывать схватки. Все было как и раньше: схватки то раз в минуту, то раз в 10. Но боль была еще интенсивнее, что очень выматывало. Каждые 4 часа мне делали ктг и отправляли страдать дальше. К 10 вечера на схватках я уже была практически неадекватной, могла только подвывать в голос, хотя до этого стеснялясь стонать очень громко. Меня повели на осмотр, который показал раскрытие в ... 2 см! Я разрыдалась прямо на кресле. Как же так? Почти 20 часов без сна, 20 часов боли, и всего 2 см? То ли от отчаяния, то ли от холода меня прямо на кресле стало трясти. Ужасное ощущение, когда не можешь совладать с собственным телом, которое бьется в конвульсиях. Видя все это, дежурная акушерка не стала отправлять меня обратно в палату, а определила в родзал.
Здесь могу сделать лирическое отступление и немного рассказать о родильном зале. Как мой муж всем с удивлением рассказывал, это обычная комната: цветные обои, картинки на стенах, мобиль над пеленальным столиком, только вот кровать специальная :) никак не больница в нашем ее понимании. Никакой специальной одежды, в какой одежде пришли, в той и рожали :) я уже в самом конце переоделась в майку похуже, а муж даже успел вздремнуть на той самой кровати прям в кедах. Короче, никто не помешан на стерильности. К слову, до этого мы два раза посещали родильное отделение, толпой в человек 30, все ходили-смотрели куда и что хотели, в общем, проще к этому здесь относятся.
Но мне было не до декора родзала, его муж разглядывал. А я дальше корчилась от боли и простанывала схватки. Чтоб процесс пошел быстрее, мне предложили сделать клизму. Обычно здесь ее не делают, но мне вот сделали с моего согласия. Потом поставили капельницу с легким болеутоляющим, которое как мертвому припарка. Попозже поставала другую с более сильным, стало чуть-чуть легче, между схватками я даже могла отдохнуть. И процесс, к счастью, сдвинулся с мертвой точки. Часа в 4 утра раскрытие было 4-5 см, а вскоре и все 9. Я все ждала, когда же мне предложат эпидурал, но не дождалась, дурочка, надо было самой просить. Это была еще одна моя большая ошибка, сначала я ждала, когда же мне предложат, а потом почему-то решила, что уже поздно просить, остался ведь всего 1 см и пара потуг. Но на самом деле...
Вдруг меня начало тужить. Я думала, ура, вот и финишная прямая, сейчас пару потуг и все! Но пришла акушерка, посмтрела и говорит, малыш еще слишком высоко, аж 4 см ему еше опускаться, так что тужтесь, подталкивайте его к выходу. Вот здесь у меня произошел разрыв шаблона. Во-первых, я в своей подготовке к родам абсолютно упустила период опускания, не было его в моих представлениях вообще. Во-вторых, по плану я сейчас должна была продыхивать потуги и ни в коем случае не тужиться. Да и в конце концов, полное раскрытие - это ведь окончание родов. Я готова была разрыдаться от обиды и на себя, и на всех остальных, что я упустила эти моменты, что не была настроена, растерялясь и сдалась... Началась настоящая жесть. Меня тужило так, что глаза из орбит вылезали, я никогда не могла себе представить, что в природе существует такая адская боль. Я кричала во весь голос, а акушерка приходила раз в полчаса и констатировала опускание на полсантиметра. Как вы понимаете, мучалась я еще 4 часа. Сорвала голос, натерла мозоли на руках, так как хваталась за все, что можно, миллиард раз пожалела, что сама когда-то родилась, под конец скатилась на слезы и "все, больше не могу, сейчас умру, а лучше убейте меня". Где-то на исходе четвертого часа лопнул пузырь, но мне было не до него. Кстати, еще в начале этих потуг я спросила, можно ли болеутоляющее, и о чудо, оказалось можно! Мне опять поставили капельницу того, что в прошлый раз помогло. Если б я знала, сколько еще мучаться, попросила б эпидурал, но получилось так, что по глупости своей, точнее по незнанию, пролетела я с ним.
В полдень наконец-то акушерка сказала, все теперь рожаем, тужтесь по 3 раза за схватку. Надо ли повторять, что я уже 4 часа как тужилась, и 34 часа терпела схватки, сил не было вообще, но я старалась, хоть меня и хватало на 2 раза, третий получался слабенький. Малыш выходить не хотел. Пришла врач, говорит, ктг отличное, с малышом все в порядке, так что не будем форсировать события, тужтесь дальше. И я тужилась, сидя, стоя, лежа, на четвереньках, вися на канате, на муже, на кровати, но результата не было... Прошел час (!), пришла еще одна врач, давай шептаться, типа пора доставать ребенка. Стали растягивать мне промежность, я взмолилась, помогите, больше не выдержу. Решили выдавливать малыша, врач, что покрупнее, навалилась на меня со всей силы, продавила ребра до позвоночника, у меня в глазах потемнело от боли, другая быстро сделала разрез, и достали наконец моего мальчика. Оказалось, мало того, что на узи намеряли на полкило меньше, так он еще личиком в сторону смотрел и ручку к голове прижал.
Какое же это было счастье, что все закончилось! Малыша положили мне на грудь, но в первый момент я не испытывала ничего, кроме облегчения. Лежала и плакала, но не от счастья, а от того, что надо было проплакаться. Малыша забрали, намеряли 3.970 гр и 55 см, поставили 9/10 по апгар.
Все участники событий были настолько рады, что наконец все закончилось, что про меня на мгновение забыли. Потом спохватились, плеценту ж еще рожать. А схваток больше нет, плацента и не думает выходить. Сначала мне понатыкали иголок в живот, потом поставили капельницу и вызвали снова схватки, я тужилась, врач вытягивала из меня плаценту. Но как говориться, тянут-потянут, вытянуть не могут. Вдруг в комнате стало прибавляться народа. Помню молодого мужчину - главврача, помню пожилую женщину-анестезиолога, помню, меня просили не отключаться раньше времени. Потом сообщили, что сейчас будет наркоз и мне вручную будут отделять плаценту. Мужа с малышом выгнали из комнаты, мне стало очень страшно, я тряслась от страха и напряжения и молилась.
Очнулась от голосов мужа и акушерки, плохо помню, что потом было. Вроде бы переложили меня на кровать, выкатили в коридор, положили сыночка на грудь. Он бедненький, оказывается, все время, пока меня оперировали, плакал. Мужа отправили с ним в другой, свободный, родзал, там было холодно, а в коридор выходить запретили. Муж закутал ребенка в свою кофту и пел ему колыбельные, которые я пела каждый вечер во время беременности. Только так малыш немного успокаивался.
Наконец нас отвезли в палату. Детской комнаты в клинике нет, т.е. ребенок всегда с мамой, неважно, в каком она состоянии. Оказалось, что я потеряла много крови, и поэтому мой гемоглобин упал до уровня, с которым не живут, и продолжал падать. Я не могла встать с кровати, так и лежала 3 дня с мочевым катетером, даже прокладки, извините за подробности, мне меняли медсестры. Повторюсь, что одноместная палата оказалась кстати, мне совсем не хотелось бы постоянно терпеть чужих людей в такой ситуации. Естественно, вся забота о малыше легла на плечи мужа. Он молодец, всему быстро научился и отлично ухаживал за сыном. Даже новые медсестры, заступая на смену, заходили к нам в палату со словами, а, это тот самый молодец-папочка! По ночам, когда муж уходил домой, я вызывала сестер, чтоб они помогли мне достать ребенка из кроватки, даже это я была не в состоянии сделать.
На второй день, видя, что мне все хуже, мне сделали переливание крови, и дела пошли на поправку. Через 2 дня я смогла встать, еще через день сама сходила в туалет, и на следующий день нас выписали. На фоне всего этого я совсем не чувствовала боли от шва эпизио, сидеть могла через пару часов после родов без проблем. Хоть что-то положительное. А вот ужасное ощущение, что тебе ко внутренностям привязали стопудовые гири, и как только ты встанешь, из влагалища все вывалится нафиг, не проходило 4 недели, из которых первые две я передвигалась, исключительно затыкая рукой то самое отверстие. До сих пор неприятно вспоминать, не знаю, как люди скачут козами после родов.
Вот в принципе, и все. Об условиях пребывания в больнице писать не буду, итак уже слишком много получилось, да и придраться не к чему :)
Пришлось нам побороться за гв, так как малышу тоже досталось в родах, и он первые дни только спал и не хотел есть. Я сцеживалась каждые 3 часа (из-за прикованности к кровати у меня был персональный электрический молокоотсос, очень удобная штука!) и кормила его из шприца. Он скинул 10 процентов веса и его чуть не начали докармливать, но вдруг он стал брать грудь и хорошо сосать. И вообще, гв -сложная штука, опять же, скоьько я ни перечитала на эту тему, в реальности вопросов и проблем оказалось немеряно!
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Надеюсь, вы не очень испугались и не передумали рожать. Желаю всем легких и быстрых родов и здоровых деток!