Найти тему
Господь Иисус

Светлое сообщение Бога (1 Иоанна 1:1-10).

Современность многим представляется идеальным временем для общения, — электронные средства связи позволяют бесплатно общаться с людьми на другой стороне земного шара, видеть их и слышать, различные социальные сервисы позволяют рассказать всё о себе в текстовом виде, в виде изображений и видео. Однако парадоксальным образом именно сейчас так сложно бывает найти настоящего друга, верную жену, именно сейчас люди в одной комнате сидят уткнувшись в экраны своих гаджетов. Очень сложно построить действительно крепкие и плодотворные отношения с людьми, но как же тогда построить отношения с Богом.

Человек был создан для общения, уже первый человек, Адам, был таким, и Бог это ясно увидел («…не хорошо быть человеку одному…»Быт.2:18). Библия начинается с сотворения мира и отношений человека и Бога. Для этого общения у человека есть множество возможностей: наличие разума, голоса и слуха, органов зрения и обоняния позволяет воспринимать огромное разнообразие свойств Божьего творения, через которые мы можем отчасти понять и Самого Творца (Рим.1;20).

Начиная изучать Первое послание апостола Иоанна, мы увидим, что оно начинается с того, как человек может правильно построить отношения с Богом и в чём особенности этих отношений.

Но каким образом человек может построить эти отношения, в чём они выражаются?

Для начала рассмотрим ключевое понятие, используемое в данном тексте — “общение”, оно соединяет его части воедино.

Слово “общение” – κοινωνία – koinonia — koy-nohn-ee’-ah (взаимо) отношения, (со)участие, общение, общительность, подаяние, пожертвование, брак, общность.

Имея в виду это понимание понятия “общение”, прочитаем текст из Библии:

1Ин 1:1-10: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение— с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.»

1.1. Общение с Богом через видение, рассматривание (с целью понять) и осязание.

Общение с Богом начинается с того, что человек знакомится с Богом, и это некоторый процесс, который имеет определённую цель. Но, в то же время, всё, что можно узнать о Боге, умещается всего в 9 словах: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы.(стих 5). Надо сказать, что Евангелие от Иоанна также начинается практически с тех же слов ( «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».(Ин.1:5), апостол понимает, что то, о чём следует сказать сразу, чтобы дальнейший текст воспринимать с правильным. отношением. Образ света встречается более, чем в половине всех книг Нового Завета, например в Евангелии от Матфея ученики увидели сияющее лицо Иисуса Христа на горе Фавор (Мф.17:2), а в книге Откровение Иоанна Богослова говорится о том, что на новой земле не будет нужды в солнце или светильниках, потому что Сам Бог будет освещать там всё (Откр.22:5).

Понимая, что для того, чтобы дойти до полного понимания этого совершенного света Божьего, нужно пройти определённый путь, который Иоанн раскрывает последовательно в 1-м стихе — слышать, видеть, рассматривать и осязать. Это тот путь, который есть в жизни каждого человека, идущего к Богу — сначала человек слышит какие-то смутные сведения, мысли и слухи о Боге, потом начинает что-то видеть в своей жизни и в окружающем мире, потом внимательно рассматривает, что именно происходит с целью понять волю Божью и Его дела. И если продолжает этот путь, то, в конце концов, прикасается к Богу непосредственно. Как апостолы касались Христа, так и верующие прикасаются к Нему, когда помогают нуждающимся (Мф.25:40), когда достигают единства через таинство причащения (1 Кор.10:16-17). В стихах 3-4 Иоанн пишет об общении с «нами», хотя все апостолы на тот момент уже были мертвы, но во Христе они живы и через Писание мы имеем общение с ними и с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. Именно это общение приносит ту совершенную, наполненную радостью жизнь, о которой апостол пишет далее.

Итак, общение с Богом, — это процесс, который имеет определённые ступени, и цель этого процесса — прикоснуться к Божественному и исполниться совершенной радости. Он говорит, показывает, объясняет и стремится к нам, мы слушаем, смотрим, изучаем и прикасаемся.

1.2. Общение с Богом через свидетельство и возвещение Слова Божьего.

Общение с Богом у апостола Иоанна (как и у других апостолов) выражалось в двух вещах — в свидетельстве и в возвещении. Свидетельство — это речь о прошлом, о том, что уже произошло, о том, что известно, а именно жизнь Иисуса Христа, Его смерть и воскресение. Этому были свидетелями апостолы, этому и мы свидетели через Писания.

Но этого недостаточно, потому что человек в своей жизни движется вперёд, в будущее, человек должен понимать, что его ждёт. Учение о Слове Божьем, об Иисусе — это не учение о том, что произошло давным-давном, это то, что актуально именно сейчас, потому что наша жизнь здесь и сейчас определяет то, где мы будем в вечности. Учение об Иисусе неизменно (Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. (Евр.13:8), оно взывает к нам именно сейчас (Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, [то] еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших. (Евр.4:6,7). И это то, что и мы должны возвещать для себя и для других, точно так же, как это делали апостолы.

Итак, общение с Богом отражается на всей человеческой жизни — от прошлого и известного, о чём человек свидетельствует, до будущего, о чём он провозглашает, при этом, имея это в сердце, он и сейчас, в данный момент поступает в зависимости от этого. Таким образом, Бог через Библию говорит нам истину, а мы через свидетельство о том, что было и возвещение того, что будет, через наши поступки, основанные на повелениях Господних, общаемся с Ним.

1.3. Общение с Богом через хождение с Ним во свете.

Общение с Богом означает, что мы ходим с Ним, и нужно разобраться очень внимательно, что означает это хождение. Мы увидели, что Бог есть свет, а тьмы в Нём нет. Но мы-то понимаем, что тьма в нас присутствует, и как-то это противоречие с Богом надо преодолевать.

Здесь мы видим атрибуты того, как это можно сделать: общение подразумевает исполнение поступков по истине, общение подразумевает взаимодействие друг с другом, а также здесь говорится об очищающей силе Крови Иисуса Христа. При этом слово “очищает” (καΘαρίζω-катарИдзо) употребляется в настоящем времени, то есть здесь речь не о том, что произошло, а о том, что происходит сейчас. Всё это вместе означает, что верующий не просто что-то говорит, это означает, что он делает праведные дела, он взаимодействует со святыми, что происходит через евхаристию (в причащении мы приобщаемся не только к Иисусу Христу, но и ко всем святым бывшим до нас и существующим сейчас — Евр.12:1), через укрепление единства.

Итак, общение с Богом немыслимо без святости и следования истине, что означает исполнение заповедей, главные из которых —  любить Бога и любить ближнего. В данном случае, мы стараемся исполнять заповеди, стараемся строить отношения с ближними, а Бог, со своей стороны, очищает нас Кровью Иисуса Христа.

1.4. Общение с Богом через исповедь (признание, открытый разговор)/отрицание собственной непорочности.

Общение с Богом возможно только, если мы во свете, о чём мы прочитали выше, но чтобы попасть во свет, нужно, чтобы мы получили очищение. Очищение же невозможно, если мы не сознаём, что оно нам нужно, а также если мы не хотим признаться и попросить прощения за свои проступки.

В исповеди важны две вещи — раскаяние (сожаление, печаль о своих грехах) и покаяние (желание, стремление больше не поступать неправедно). Глагол ὁμολογέω содержит как смысл признания, так и смысл обещания, конечно, только признания собственной греховности недостаточно, это осознают многие, и это не предполагает никакой ответственности за будущие поступки.

Вспоминая то, о чём мы говорили ранее, мы должны не только свидетельствовать о прошлых грехах, но и стремиться к тому, чтобы в будущем их не совершать, чтобы в конце пути оказаться с Богом, о чём подробнее будет написано во 2-й главе.

Итак, общение с Богом происходит в исповеди, мы признаёмся и обещаем, а Бог прощает и очищает.

Подводя итог нашего сегодняшнего изучения 1-й главы послания Иоанна, вспомним, что Бог нам открывает в этом тексте об отношениях с Ним — они взаимны (что-то делаем мы, что-то делает Он), они имеют определённую динамику, которая зависит от наших усилий, они имеют определённую цель, они требуют решений и действий, которые помогут нам самим принять благую весть о Боге, а также укрепить этой вестью наши отношения с Богом и друг с другом, они светлые и чистые и приносят совершенную радость.

Читать вторую часть.

Оригинальный текст на нашем сайте.

Благодать и мир вам от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!

Делитесь нашими материалами, ставьте лайк, чтобы больше людей прочитало их, подписывайтесь на этот канал на Яндекс.Дзен.

Заходите на основной сайт проекта, там есть много христианских материалов: https://jcml.ru

Подписывайтесь на Telegram @jcmlru: https://t.me/jcmlru

Поддержать наше служение можно здесь или через Яндекс.