Была недавно на одной творческой встрече. Проходило мероприятие в старом здании дома культуры профсоюзов. За несколько минут до начала встречи, я посмотрела на выставку картин в фойе, среди которых был размещен план эвакуации этажа.
Смотря на план, я мысленно прошлась по всем помещениям, как когда-то в детстве. Да, было так интересно бегать по этим этажам, залам – размеры потолков, лестниц и залов очень впечатляли. В доме культуры было множество кружков для детей и подростков, взрослых людей, так сказать – очаг культуры в центре города.
При доме культуре был детский оркестр народных инструментов, танцевальные студии и музыкальная школа с образцово-показательным детским хором. Народу всегда было много и знали мы друг друга очень хорошо, потому что всегда принимали участие в концертах, проводимых в залах Дома культуры или на выездах в другие дома культуры области, на село. Любили мы ходить на репетиции друг к другу.
Интересно проходили и сводные репетиции перед большими концертами. Очень нам было интересно участвовать в создании концертных афиш. Обычно приглашались некоторые из участников будущего концерта, критерий отбора был непонятен, но мы с подружкой очень часто становились «советчиками».
Какая была интересная сторона жизни. Интересна она была не только событиями учебными, но и опасными для жизни ситуациями.
Про такую ситуацию я и вспоминала, сидя на творческой встрече. Зал, теперь уже в новом одеянии, все-таки натолкнул на воспоминания о прошлом...
Была зима. В Доме культуры, как всегда были новогодние елки для детей (утренники для маленьких, вечера для школьников и заключительный вечер для участников всех этих елок). Растягивались эти праздники на одиннадцать дней. Все эти дни, мы – участники из всех народных коллективов Дома культуры, помогали в проведении елок.
Обычно, на утренниках, мы находились за сценой, наблюдая за всем из-за кулис. Было интересно, да и «наша значимость причастности к участию в елочных представлениях», поднимала нас выше всех остальных (нам завидовали, особенно, когда просили билеты на вечера для молодежи). Я училась игре на рояле в музыкальной школе при доме культуры, поэтому участвовала в таких вечерах девять раз. Были и другие праздники, но елки наиболее радостные и столько дней подряд – классно!
Так вот, разнеслась весть о том, что на елки пригласили «цирк на сцене». Ну, пригласили и хорошо. Только потом оказалось, что цирк пригласили вместе с дрессированным медведем. Это нас потрясло: как все будет, где будет жить медведь, только и разговоров было. Потом рассказали, что жить он будет под черной лестницей, которая соединяла «большой профсоюз» с «малым». Это была лестница, которая редко оставалась тихой.
В «большом» профсоюзе размещались залы, парадные лестницы, зеркала, а в «малом» - администрация, костюмерная, репетиционные комнаты с инструментами, поэтому беготня «большой - малый» была бесконечна - до середины ночи. Некоторые артисты, жили далеко и после долгих концертов оставались на ночь в своих гримерках.
Вот настал день новогоднего представления. В холлах третьего этажа «большого» профсоюза соорудили сказочные домики, в которых вручались детям подарки – к созданию домишек мы тоже приложились. А в холлах второго этажа, где находились двери большого зала, проводились мероприятия со сказочными персонажами. После хороводов у елки, все дети шли в зал смотреть новогоднее представление.
Все рассаживались в зале, а разговоры были только о медведе. И вот представление началось. Я была в костюме Мальвины (все как положено: умная девочка, сиреневое платье, указка в руке, голубые волосы с крупными кудряшками). Мой соведущий – Виталик (умный парень в костюме Буратино). По сценарию мы весь вечер обязаны быть на сценарном «манеже» и объявлять каждый номер, выходить должны были всегда вдвоем и не расставаться.
Где-то в середине представления, наконец, нам сказали объявлять медведя. Забыла сказать о том, что за кулисами была комната для инструментов, где иногда отдыхали артисты. В эти новогодние елки музыкальное сопровождение обеспечивал вокально-инструментальный ансамбль «Смоляне». Пока на сцене выступали циркачи, ребята из ансамбля отдыхали, но на медведя захотели посмотреть все.
И вот, перед тем как мишку привели, всех «закулисных» попросили держаться далеко от ступенек на сцену. За кулисами стояли рояли, за которыми мы, собственно и спрятались. Но обзор из-за инструментов был хороший. Стоим. Ждем. Вдруг пронесся говор: «Ведут!»
Ну, завели медведя на сцену. Дрессировщик стал показывать номер. К нам подошла тетенька из администрации Дома культуры и стала рассказывать о том, что медведь сегодня зол и уже успел цапнуть дрессировщика за руку. По ее словам, вроде зверя не накормили, так как кто-то слишком много выпил вечером.
Мы ее слушали и не заметили, как на сцене медведь стал неуправляем. Дрессировщик с огромным трудом пытался препятствовать мишке в стремлении спрыгнуть со сцены в зал. Медведь заметался и рванул в нашу сторону. Клавишник группы «Смоляне» (Яков Иоффе) как-то очень резво запрыгнул на рояль. Медведь замешкался между роялями.
Я, вместе с Виталиком, пулями выскочили за сцену, спрыгнули со ступенек и… Не успели сбежать! Медведь оказался проворнее. И вот, в закулисной комнате нас было уже четверо: я, медведь, Виталик и Саша Фарберов (барабанщик группы «Смоляне»). Саша смелый мужчина, что и говорить: затолкал меня и Виталика в угол и прикрыл нас своим телом от медведя.
Пока все остальные, кто счел необходимым участвовать в этой страшилке, бегали за ведром с водой, советовались с дрессировщиком, медведь, тихо покачиваясь, направился в наш угол. Саша Фарберов приказал нам (за его спиной) стоять очень тихо.
Приблизившись к нам, зверь поднялся на задние лапы, положив передние на плечи Фарберова, стал нюхать воздух над Сашиной головой и над нашими. Барабанщик «Смолян» всегда ходил настолько лохматым, что его длинные кудрявые волосы все время торчали в разные стороны.
В данной ситуации это нам и помогло - Медведь, внезапно глубоко втянувший воздух вместе с волосами, стал вдруг чихать. Пока он чихал, закрывая лапами морду, все остальные очнулись, а дрессировщик изловчился и вылил на медведя ведро воды. Мишка обалдел и на него надели намордник и связали.
И вот, все уже в нервном смехе рассказывают о своих впечатлениях, а мы: Виталик, я и Саша - мокрые (вода досталась не только медведю) и тихие, сидели на корточках. Артисты из группы «Смоляне» хохотали до слез, спрашивая Сашу о том, что успел «вынюхать» медведь.
А в зале, где сидели дети, так никто и не узнал ничего.
Вот такие воспоминания всплывают иногда. Сейчас даже не верится, что получалось благополучно избегать неприятностей.
https://zen.yandex.ru/id/5a74dc0c57906a28540b51ed