Найти в Дзене
Господь Иисус

Как помогать нуждающимся?

В условиях непростой экономический ситуации вопрос финансов🤑 встаёт как никогда остро. И здесь среди верующих🙏 возникают различные мнения по поводу того, кто достоин получить помощь👨‍🚒, а кому давать не стоит. Посмотрим основополагающий текст, на который Иисус ссылается по крайней мере дважды (в Нагорной проповеди и в истории с женщиной, помазавшей ноги Иисуса). 

Этот текст находится в ветхозаветной книге Второзаконие:

Гравюра Юлиуса Шнорра. Моисей смотрит на землю обетованную.
Гравюра Юлиуса Шнорра. Моисей смотрит на землю обетованную.
Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех; дай ему взаймы и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей. 
(Второзаконие 15:7-11).
-2

Текст начинается со слов "Если будет у тебя "нищий" (буквально "нуждающийся"). В конце этого текста же прямо говорится, что "нищие всегда будут среди земли твоей". Бог делает так, что нуждающиеся всегда будут рядом, но проблема в том, что не всегда верующие хотят их видеть. И здесь Бог говорит об этом такими словами “...не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей…”. При этом Бог напоминает, что именно Он даёт благословения (“жилище” и “землю”), и Он может и забрать то, что было дано. Конечно, не страх должен нас мотивировать на благотворительность, но скромность и понимание, что у нас нет ничего, чтобы не было бы нам дано Богом (1Кор.4:7). Среди христиан же часто бытует такое мнение, что помощь надо заслужить, надо доказать, что она не будет потрачена не туда, куда нужно. Братья и сестры во Христе шпионят друг за другом, чтобы оценить, куда пойдут деньги. Это и есть ожесточение сердца, о котором здесь написано, это и есть та сжатая рука, которая мешает быть щедрым.

Стоит отметить, что в иудейском народе есть определённый порядок при выделении средств на помощь нуждающимся. Во-первых, человек должен позаботиться о своей семье - жене и детях. Если здесь всё в порядке, то он должен позаботиться о своих ближайших родственниках - сначала о родителях, братьях и сёстрах и т.д. Потом человек должен позаботиться о членах своей общины и, наконец, о своих друзьях. Таким образом, если у человека одновременно просит взаймы его брат или дядя, с которым у них не очень близкие отношения, и ближайший друг, то, прежде всего, он должен помочь родственнику, а только потом другу. И плохие отношения в данном случае не могут быть причиной для отказа.

Далее стоит отметить ещё одну важную деталь - деньги даются не просто так, а взаймы, и это мне было трудно понять до того момента, пока я сам не стал брать и давать деньги в долг. Отдавая деньги просто так, ты унижаешь человека, ты словно напоминаешь ему о его нищете, о которой он не хочет даже думать. При этом важно помнить, что деньги давались не “в рост” (то есть, не под проценты), а также они должны были даваться без расчёта на возврат. Бог предусмотрел, чтобы долги не висели над человеком слишком долго, и каждый седьмой год был “годом прощения”, когда долги списывались. Каждый, кто хоть когда-то имел долги и не мог их долгое время отдать, знает, как это тяжело, это словно камень, постоянно висящий над головой, он рождает страх потерять работу и возможность обслуживать свои долги, он угнетает и сковывает свободу, рождает неуверенность и беспокойства.

Ещё одним важным моментом, о котором говорится здесь, является полнота помощи, здесь написано “дай по нужде, в чём он нуждается”. И недаром напоминание о седьмом годе стоит прямо после этих слов, нам бывает сложно поверить, что человек может самостоятельно определить, сколько ему нужно и на какой срок, мы лезем в чужую жизнь, даём советы, которых у нас не просят и делаем много подобного. А нужно просто дать, сколько человек просит и довериться Богу, что Он в случае обмана накажет нечестивца.

Конечно, сейчас у нас нет никакого седьмого года, в который нужно прощать все долги, но сам принцип “давать, не надеясь на возврат” отсюда же. Помогая бедным, мы “даём взаймы Богу” (Пр.19:17), это не бизнес-проект, на котором нужно зарабатывать, а некоторые долги хорошо бы и простить, ведь нам прощено гораздо больше.

Здесь есть очень важное предупреждение - если ты не дал нуждающемуся, он “возопиёт” к Богу и “будет на тебе грех”. Не обязательно бедняга будет молиться о том, чтобы тебе было плохо, но Господь помогает нищим и вступается за них (Пс.71), когда их братья ожесточают свои сердца. И не надо здесь грустить и скорбеть о потерянных деньгах, нужно помнить о том, что Богу угодны такие жертвы.

В заключение обратите внимание на последние повеления Бога здесь: “отверзай руку...брату твоему...бедному твоему...нищему твоему”. Прежде всего Всевышнему нужно, чтобы мы помнили, что мы друг другу братья, не были как Каин, который брата не любил и погубил его своими руками (Быт.4:1-16, 1Ин.3:11-12). Во-вторых, мы должны помнить, что есть люди, которым очень тяжело, слово “бедный” буквально означает “склонённый, согбенный, несчастный, озабоченный”, не нужно такому человеку добавлять забот своими советами, не нужно заставлять его выпрашивать и умолять, дополнительно унижаться, чтобы получить то, что ему нужно. Порой такому человеку не нужна и жалость, потому что он может быть оскорблён этим. Просто дай, что он просит, и пусть правая рука твоя не знает, что делает левая (Мф.6:3).

Павел во 2Кор.9, говоря о жертвенности, приводит текст 111-го псалма: “расточил, раздал нищим, слава его пребывает вовек”. Весьма вероятно, что здесь наши жертвы не принесут ощутимых результатов, также вполне возможно, что люди будут обманывать и манипулировать, поэтому очень важно, чтобы не было “огорчения” (λύπη - лУпэ - “печаль”, “скорбь”) у дающего, а также “принуждения” (ἀνάγκη - анАгкэ - “необходимость”, “неизбежность”), но чтобы была “доброхотность” (ἱλαρός - хиларОс - “веселье”, “радость”, “радушие”). 

Именно таким отношением и копятся богатства небесные, именно от таких семян созревает плод Духа, именно такая слава пребывает вовек!

Иисус Христос
Иисус Христос

Благодать и мир вам от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!

Делитесь нашими материалами, ставьте лайк, чтобы больше людей прочитало их, подписывайтесь на этот канал на Яндекс.Дзен.

Заходите на основной сайт проекта, там есть много христианских материалов: https://jcml.ru

Подписывайтесь на Telegram @jcmlru: https://t.me/jcmlru

Поддержать наше служение можно здесь или через Яндекс.