Полвека назад специальность инженера предполагала совершенно другой набор компетенций. Требования к профессии изменились кардинально, но название осталось.
В нулевые плодили экономистов и юристов, сейчас – инженеров. Но линейная логика не работает. Специальности нужны не ради удовлетворения модных трендов, а для того, чтобы создавать конкурентоспособные на рынках будущего продукты и услуги.
Расскажу, какие умения сотрудников будут наиболее востребованы бизнесом в будущем.
1. Умение мыслить системно и незашоренно. Колоссально влияет на бизнес новая технологическая революции. Например, те же 3D-принтеры меняют экономию на масштабе. С ними не нужны большие заводы, вы можете распечатывать дома сами практически все: от самого дома до кроссовок.
Получается, компания должна обладать другими свойствами. Глобальные технологические тренды влияют:
- на форматы производства;
- факторы производства;
- цепочки создания добавленной стоимости;
- распределение маржи вдоль всех звеньев цепочки.
Сегодня бизнес не может по старинке продвигать товары и услуги. Системность мышления дает незашоренный взгляд на ситуацию.
Поэтому первый навык хорошего сотрудника – умение мыслить системно, представлять картинку целиком. Чтобы оставаться конкурентоспособной, компания должна производить продукты и услуги, которые пользуются спросом. Для этого надо его понимать и чувствовать, какие будут рынки, какие ниши можно занять. Российские компании в своем большинстве не умеют выстраивать такие многоходовки.
Например, у меня был тренинг для бухгалтеров. Они понимают, что все автоматизируется и профессия бухгалтера умирает, но не понимают почему. Из группы 20 человек двое в состоянии выйти за рамки привычного мышления и понять, почему от них требуют соответствия новым критериям – скажем, прозрачности работы всей организации. Прозрачность предполагает возможность через бухгалтерскую отчетность посмотреть движение денег.
Если смотреть на профессию зашоренно, всегда будешь завязан на один ход, тебя смогут быстро заменить. А если мыслить широко, то к моменту, когда все механические процессы отойдут к роботам, можно перейти в другую категорию, например финансового аналитика или финансового консультанта.
2. Умение развиваться. В мире вводят базовый безусловный доход: государство платит своему гражданину почти тысячу евро, потому что это дешевле, чем трудоустраивать его в тот момент, когда роботы начинают занимать рабочие места.
Задайте себе два вопроса:
- Как это повлияет на рабочую силу?
- Как это повлияет на стимулы к работе?
Руководитель должен становиться персональным коучем для сотрудников. Помните сотни бестселлеров про супернавыки суперменеджеров. Задайте себе один вопрос: это для каких компаний? их 50-летнего прошлого?
Какой будет фирма будущего таким должен быть и руководитель. Он не просто выстраивает иерархию и делегирует полномочия. Он развивает, вдохновляет персонал.
Например, у вас ряд сотрудников: финансисты, линейные менеджеры или водители. Из-за лавинообразного распространения платформенных решений они все подвергаются опасности, потому что будут боты-финансовые помощники, беспилотные такси и пр. Можно просто их уволить и всем выплатить пособие. А можно подумать, какими компетенциями они сейчас обладают, которые в будущем пригодятся компании.
Даже если в компании 100 тыс. человек, вы должны думать о том, как развиваете каждого конкретного сотрудника. Может быть, их можно переориентировать на другие рынки. Есть такой подход – дорожная карта личностного развития. Вы выбираете слои развития личности сотрудника. Например:
- работа: какой у него карьерный трек;
- семья: как у него развивается семейная жизнь;
- саморазвитие: сколько языков знаете, какие спортивные достижения, положение в обществе.
По этим направлениям вы продвигаете персонал и развиваете людей.
3. Умение приспосабливаться и быстро реагировать на изменения. Компании и сотрудники должны быть адаптивны, уметь быстро переключаться. Для этого сотрудники должны действовать слаженно. Современные технологии вымывают все рутинные процедуры, делают их невыгодными.
До России этот тренд дойдет через три-четыре года, и руководителям надо быть готовым к нему. Каждый сотрудник должен создавать добавленную стоимость. Если эта добавленная стоимость у вас идет в рутинных процедурах, то человека, скорее всего, заменит робот.
Меняются глобальные цепочки создания добавленной стоимости, отношение к потребителям. Сегодня потребитель становится в центре «вселенной» компании. Для сотрудников важно уметь быстро перестраиваться, осваивать новые навыки, понимать, как идут процессы.
Например, классический маркетинг умирает. Маркетологи пытались хитрыми способами выяснить, каким образом ведет себя потребитель. Сейчас нейромаркетинг делает это на уровне физиологии, а перед маркетологами ставят уже новые задачи.
4. Умение мыслить креативно. Очевидно, что под влиянием прогресса руководители будут двигать свою компанию в сторону креативности. Может оказаться, что те сотрудники, которых Генеральный Директор считал тунеядцами, – ключевые игроки компании, потому что они смогут, например, преуспеть в развитии компьютерных игр (киберспорт сейчас активно теснит традиционный, и это только начало).
Эксперты полагают, что область компьютерных игр будет приносить колоссальную прибыль, потому что станет социальной. Многие руководители пришли из технарей, у них технократический подход: давайте произведем, а потом маркетологи продадут. Такой подход доживает последние годы. Не «сделаем и продадим», а поймем, что нужно или создадим эту потребность, а под нее подведем соответствующее производство. Без креативности персонала тут никак не получится преуспеть.
5. Умение работать с большими данными. Мы, например, сделали систему интеллектуального анализа больших данных «iFORA». Собрали более двадцати миллионов документов: патентов, высокоцитируемых статей, аналитических отчетов крупных консалтинговых компаний. Даже материалы ведущих конференций и профессиональных блогов смотрим. Мы видим, как меняются профили компетенций, глобальные тренды, какие рынки уходят, а какие скоро «выстрелят». Это такой agile-инструмент.
Без процессов, связанных с анализом больших данных, компаниям сложно будет выживать, потому что большие данные дают совершенно другие инсайты, другое понимания внешних и внутренних процессов.